Понимание резкости в LR
В программе Adobe Lightroom 3 есть огромное количество инструментов для редактирования фотографий. И для всех, кто задумывается про оптимизацию изображений на выходе, понимание настроек резкости является одним из ключевых знаний в создании классных изображений.
Вместо нескольких довольно разных подходов увеличения резкости, как это предлагается в Photoshop, Lightroom 3 использует другой вариант с четырьмя ползунками, которые используются для оптимизации фотографий.
Давайте рассмотрим, как работают инструменты: Amount, Radius, Detail и Masking.
Ползунок Amount
Передвижение Amount вправо отвечает за то, насколько резкой станет ваша картинка вся полностью. Примерно так, как регулятором вы увеличиваете громкость в своей стереосистеме. До определенного момента все будет хорошо, громко — но на определенном положении музыка будет орать слишком сильно. Так и тут. С ползунком Amount надо обращаться крайне осторожно, иначе можете переборщить.
При нулевом положении ползунка Amount все другие ползунки выключены. Это точка отсчета, которая показывает потенциал того, сколько деталей есть в изображении, и что мы получим впоследствии.
Когда мы начинаем увеличивать значение Amount, мы изменяем контрастность деталей и делаем более очевидными переходы от светлого к темному.
В приведенном выше примере установлена настройка в значение «40» и фотография сразу становится более четкой (другие ползунки тут сразу появляются из «установок по-умолчанию»).
Предосмотр Amount
Для более внятного понимания резкости, в Lightroom существует возможность быстрого просмотра изображения в черно-белом варианте, когда цвет не отвлекает и мы может оценить что же и как выглядит на самом деле. Для этого нужно подвести курсор к ползунку (в данном случае Amount), и, не отпуская левую кнопку (просто кнопку в Мас) мыши нажать клавишу Alt (Option на Мас).
Это очень важное представление, потому что цветовой контраст (например, красное-зеленое, желтое-синее и т.п.) может дать нам ложное представление про реальную резкость изображения. Отбросив цвет, вы можете получить более правильное представление про резкость вашего кадра.
Ползунок Radius
Если ползунок Amount отвечает за то, насколько сильна резкость всего снимка вообще, Radius определяет ширину области в обе стороны от границ деталей, в которой будет повышен контраст пикселов. Диапазон значений ползунка Radius — от 0.5 до 3.0 пикселов. Маленький Radius говорит о том что будет повышен контраст только самых близлежащих к границе пикселов. А чем больше Radius, тем больше пикселов «вглубь» от границы будет захвачено при изменении контраста.
Так же, как размер кисти диктует масштаб нарисованной детали, так же Radius помогает установить, насколько тонко или грубо мы представляем мелкие детали.
Малый радиус лучше всего подходит для повышения краев мелких деталей в изображении. В приведенном выше примере, этот маленький радиус сохраняет траву на берегу реки четкой и выделяет отдельные листья на фоне более крупных растений. Используя значение Radius близким к 0.5, можно заметить, что контрастность изображения принимает немного “воздушный” вид на микроуровне, так как контраст на краях повышает резкость более плотно и затрагивает меньшее общее количество пикселей в кадре.
Больший радиус 2.5 на изображении ниже, распределяет резкость более «широко», в результате чего размываются мелкие детали травы. В данном случае резкость ухудшается на изображении, так как оно состоит из множества мелких деталей.
Предосмотр Radius
Точно так же, как и в случае Amount, мы можем оценить степень воздействия значения Radius в черно-белом представлении. Но в этом случае мы видим «ширину» контрастности краев мелких деталей на изображении. Опять же — это делается подводом курсора к ползунку (в данном случае Radius ), и, зажав левую кнопку (просто кнопку в Мас) мыши нажатием на клавишу Alt (Option на Мас). При этом вы можете двигать ползунок Radius, чтобы видеть изменения силы применения четкости краев фотографии.
В этом примере мы видим, что большая часть кадра отображается в виде серого цвета, а края, на которые воздействует инструмент Radius, выделяются линиями повышенной контрастности.
Обычно, достаточное значение радиуса от 0,5 до 1. Для фотографий с большим количеством мелких деталей радиус должен быть как можно меньше, для портретов, наоборот, радиус может превышать 1. Значения , близкие к 2 дают эффект «лубочности» и применяются, в основном, для креативных представлений изображения.
Ползунок Detail
Detail так же работает с краями изображений, но немного по другому принципу.
Чем значение Detail больше, тем больше ореолов вы увидите вокруг краев объектов на фотографии, чем значение ниже, тем меньше будет «сияние», и тем менее четкий результат.
В моем понимании, этот элемент является «продолжением» Radius, при работе с которым можно добиться более тонкой детализации всех мелких элементов изображения. Т.е. – Radius больше влияет именно на края объектов фотографии, а Detail — за все мелкие детали, начиная от песчинок и заканчивая жилками листочков.
Установка Detail в положение «0» дает общую степень резкости в соответствии с установками Amount, но не «раскрывает» мелкие детали снимка. В портретной фотографии это может быть правильным, так как малое количество деталей может скрыть недостатки кожи, и даст акцент, например, на глаза, но для пейзажной съемки будет недостаточной, потому что здесь детализация важна.
В отличие от Radius, установки Detail могут влиять на относительно большее количество деталей в снимке. При сравнительно высокой настройке «70» в Detail , микро-детали изображения действительно оживают. При таких настройках детализации, трава в приближенной области Detail панели уже становится довольно яркой на фоне валунов (хотя это происходит за счет артефактов в других частях кадра).
Использование Detail так же подразумевает осторожность, так как вы можете получить слишком сильные артефакты и муар на изображении, что может убить все старания в получении резкого изображения.
Предосмотр Detail
Режим превью Detail очень похож на то, что мы видим в Radius варианте. В общем, что в Radius, что в Detail мы видим улучшение краев изображения, но в Detail предосмотре — как можно ожидать — мы видим больше мелких деталей и меньше контрастности по краям объектов изображения.
В превью выше с установкой Detail в значении «70», можно увидеть более гладкую структуру контрастного снимка, тут резкость распределена по всему фрагменту примерно одинаково. В таких областях, как тень в правой части кадра, не так много текстур, поэтому там меньше контрастных полей. И в противоположность этому, залитая солнцем поверхность горы слева покрыта мелкими деталями, которые хороши для данного кадра.
Ползунок Maskin
«Маскирование» в Lightroom 3 позволяет выборочно применять резкость в конкретном снимке – в частности, по краям изображения и на области с нечетким цветом. Задача этого инструмента — выделить края и убрать эффект резкости с областей, которые имеют плавные цветовые переходы, и которые вы, возможно, не хотите делать резкими.
При настройке по умолчанию, значение Masking установлено в «0», и резкость применяется равномерно ко всему изображению. При увеличении Masking начинается выборочное удаление областей нечетких деталей, и резкость остается ближе к четким краям элементов кадра.
Этот инструмент позволяет делать действительно выборочную резкость, что очень полезно в портретной фотографии, когда нужно оставить кожу гладкой, или же вы хотите минимизировать цифровой шум на высоких ISO, или же обеспечить гладкость градиентов.
На фото выше присутствует глубокое синее небо. Это отличный пример для использования ползунка Masking, чтобы сохранить мягкие полутона на небе и в то же время сделать более резкими мелкие детали меха собаки.
Предосмотр Masking
Просмотр делается так же, как и в других инструментах — Alt (Option на Мас) при удержании кнопки мыши на ползунке Masking. По принципу Photoshop, черные области показывают, где инструменты резкости применяться не будут, а белые — где они вступят в силу.
В данном случае значение Masking установлено на «30», небо полностью маскируется в черный цвет, что означает, что резкость к нему не применяется, а белые области показывают, что в районе меха и растений на переднем плане применяются установки других параметров (Amount 25, Radius 0.5, Detail 86). Районы, которые окрашены в серый цвет, получат частичную резкость, в зависимости от их близости к краям и областям контраста краев объектов изображения.
Для меня эта регулировка Masking является одним из огромных преимуществ использования Lightroom 3 и работы с RAW-изображениями. Ранее я применял резкость очень аккуратно ко всему изображению, а потом дорабатывал в Photoshop выборочные части снимка и избавлялся от артефактов и муара там же. С Lightroom 3 у нас появилось решение, которое экономит кучу времени, что обеспечивает гибкость в обработке и отличное качество изображения.
Резкость для разных объектов
Итак, почему Adobe включает различные корректировки для резкости в своих пресетах по умолчанию? Просто различные типы изображений потребуют различных комбинаций настроек.
Каждое изображение требует различные потребности установки резкость в зависимости от предмета съемки. Для первого ориентира Adobe предоставляет два пресета в Lightroom, и анализ их параметров дает некоторое представление о механике настроек, которые мы уже рассмотрели выше.
Wide Edges (Лица):
Пресет Adobe для портетов, которые он называет что-то типа «резкость для широкого края». В этом варианте используется слегка широкий радиус, чтобы подчеркнуть больше линии контраста на тех же глазах. Низкое значение Detail, вместе с большим числом Masking гарантирует, что эта резкость обеспечит приемлемую детализацию кожи.
Narrow Edges (Пейзаж):
В противоположность предыдущему, в «narrow edges» резкость применяется равномерно ко всему полю кадра. Общий уровень резкости чуть выше, но теперь с гораздо меньшим радиусом, который вместе с высоким значением параметра Detail подчеркивает все детали изображения. В данном случае принимается за условия, что условия съемки (и типичные параметры для пейзажа) были выбраны с закрытой диафрагмой для максимальной глубины резкости и максимальной детализации, а так же низкие значения ISO, чтобы минимизировать шум. Поэтому Masking тут выставлен в ноль.
Разумеется, эти пресеты являются «отправной точкой», так как каждый конкретный снимок предъявляет свои индивидуальные требования к резкости в зависимости от освещения, камеры, ISO, объектива, диафрагмы, масштаба / расстояния от объекта по отношению к камере и т.п.