Crop
Термин используется в двух значениях.
- Вырезанная область полного изображения, с целью демонстрации каких-то конкретных участков фотографии. В Adobe Photoshop для этих целей используется инструмент Crop.
- Часть изображения, которая формируется на матрице цифрового зеркального фотоаппарата (матрицы большинстваDSLR имеют меньшие геометрические размеры, чем размер пленки, соответственно, обычный объектив создает на матрице только часть изображения, которое он «видит»). В связи с этим, вводится понятие Кроп-фактор.
Использование на DSLR обычной (полноформатной) оптики, предназначенной для пленочных SLR, позволяет отчасти решить проблему с падением разрешения на краях кадра, т.к. изображение, создаваемое краями линз объектива, не попадает на цифровую матрицу.
DSLR, Digital Single Lens Reflex
Цифровая зеркальная фотокамера. Отличается от обычных любительских фотоаппаратов возможностью менять объективы, а также тем, что в видоискателе фотоаппарата вы наблюдаете именно то, что «видит» объектив. Соответственно, если перед объективом установить какой-либо светофильтр, то картинка в видоискателе изменится.
EXIF, Еxchangeable Image File
Дополнительная информация, которая сохраняется вместе со снимком, в момент его создания цифровым фотоаппаратом. Пользуясь этой информацией, потом, можно оценить практически все параметры, установленные в камере, на момент создания снимка (выдержка, диафрагма, фокусное расстояние, дата и многое, многое другое). Показывают эту информацию, как специальные программы, так и программы для просмотра изображений, типа IrfanView или программы для редактирования изображений, типа Adobe Photoshop.
При редактировании снимков на компьютере и дальнейшем сохранении их на жесткий диск, информация EXIF может пропасть. Это зависит от настроек редактора, в котором производятся операции со снимками.
GIF, Graphics Interchange Format
Формат хранения изображений, предназначенный, главным образом, для изображений, содержащих менее 256 цветов. Про сохранении фотографий в этом формате, происходит серьезная потеря качества, т.е. количество цветов урезается, как минимум до 256.
Формат поддерживает полупрозрачность и анимацию изображения.
JPEG, Joint Photographic Experts Group
Формат хранения изображений, предназначенный, главным образом для того, чтобы готовить фотографии для Web или дальнейшего их просмотра на компьютере. Про сохранении фотографий в этом формате, происходит некоторая потеря качества, которая зависит от степени сжатия изображения. Чем меньше получается по размеру итоговый файл, тем хуже будет качество фотографии. Запомните, что не рекомендуется многократно редактировать фотографии и затем сохранять их в формате JPEG. С каждым новым сохранением, фотография будет становиться все хуже и хуже качеством.
В формате JPEG не рекомендуется сохранять скриншоты с текстом, для этих целей лучше всего использовать формат GIF.
ISO
светочувствительность матрицы цифровой фотокамеры. Это величина световой энергии, необходимая для получения изображения, имеет значения 80, 100, 400, 800, 1600 и т.д. (по аналогии с фотопленкой). Съемки при низкой освещенности требуют более высокой светочувствительности, но при этом повышаются «шумы» на фото.
RAW
формат изображений, позволяющий сохранять необработанные данные о фотографии без сжатия или со сжатием без потерь, в нем может содержаться информации даже больше, чем мы может увидеть. Даже при неудачном исходнике из RAW можно «вытянуть» более качественое фото, чем из JPEG. Также RAW — хорошая основа для создания HDR. Возможность сохранения в RAW есть в профессиональных и полу-профессиональных камерах, и в некоторых продвинутых цифрокомпактах.
SLR, Single Lens Reflex
Зеркальная фотокамера. Отличается от обычных любительских фотоаппаратов возможностью менять объективы, а также тем, что в видоискателе фотоаппарата вы наблюдаете именно то, что «видит» объектив. Соответственно, если перед объективом установить какой-либо светофильтр, то картинка в видоискателе изменится.
TIFF, Tagged Image File Format
Формат сохранения фотографий без потерь в качестве. Позволяет сохранять почти столько же информации, сколько может содержаться в файлах формата PSD, но при этом занимает гораздо больше места на жестком диске.
Основное применение данного формата — использование его для подготовки изображений к печати в минилабах, которые, обычно, могут работать только с форматами TIFF и JPEG.
Аберрация
Аберрация — искажение изображения, связанное с неидеальностью оптических систем. Различают 3 группы: дисторсия (геометрические искажения), затем хроматическую аберрацию (суть есть цветовые искажения) и, наконец, дифракционную (возникает при прохождении света вблизи краев узких отверстий, например, при чрезмерном диафрагмированнии). В объективах подобные искажения частично устраняются подгонкой нужного количества линз различной формы и хорошим просветлением стекла. Ну, а фотограф устраняет зажатием диафрагмы, или в фоторедакторе.
Автофокус
Автоматическое наведение на резкость (фокусировка). Либо по контрасту, либо по расстоянию до объекта.
Автофокус с приоритетом спуска.
Англ. Release-Priority AF
Pежим работы системы автофокуса, при котором вы можете сделать снимок независимо от того, была ли закончена фокусировка. Используется при съемке быстродвижущихся объектов, когда фотографу важно не упустить ни одного кадра.
Апертура
Величина, определяющая действующее отверстие объектива. Определяется диаметром линз или диафрагмы, ограничивающими поток света, проходящий через объектив. В иностранной литературе и в обиходе слова Diaphragm (диафрагма) и Aperture (апертура) являются синонимами.
Артефакты
Небольшие локализованные участки фотографии, на которых изображение некоторым образом искажено. Чаще всего, когда говорят об артефактах, имеют ввиду дефекты, возникающие, при сохранении (сжатии) фотографии в формат JPEG.
Например, это могут быть прямоугольные области фотографии, небольшого размера, выделяющиеся по тону.
Асферический
Англ. Aspherical
Объективы, линзы которых имеют более сложную, чем сферическая, форму поверхности. Линзы такой формы особенно полезны для уменьшения дисторсии в широкоугольных объективах.
Ахромат
Объективы, в которых хроматические аберрации устранены для двух цветов.
Баланс белого
функция, позволяющая компенсировать искажения цветов, вызванные разными источниками (солнечный свет, флуоресцентный, лампа накаливания). Существуют разные варианты настройки ББ: Авто, по предустановкам, Ручной.
Байонет
Cистема крепления объектива к фотоаппарату, пришедшая на смену резьбовому креплению. Представляет из себя поворотный разъем, обычно, с группой электрических контактов для обмена данными между объективом и камерой. У всех производителей камер байонеты различны, т.е. вы не сможете установить объектив Nikon на камеру Canon.
Бленда
полый усеченный конус из пластика, надеваемый на объектив фотоаппарата. Бленда препятствует попаданию в объектив световых лучей, не участвующих в образовании изображения, предотвращая появление бликов на снимке.
Брекетинг экспозиции
режим съемки, в котором снимается несколько кадров с разными значениями экспозиции, с недодержкой и передержкой. Получается набор снимков, из которых можно выбрать самый удачный или использовать все кадры, совместив их в один. Используется, когда сложно выбрать правильную экспозицию, а также для получения фото с различными визуальными эффектами.
Боке
Рисунок размытия создаваемый объективом за пределами зоны ГРИП. Говорят, что объектив «красиво» рисует, если снимки, снятые им на открытых диафрагмах, содержат красивое, ровное, не «рваное» боке.
Выдержка
время на которое открывается затвор фотоаппарата и пропускает к матрице прошедший через объектив световой поток. Измеряется в секундах — 1, 2, 4 сек. или ее долях, обозначаемых в виде дроби: 1/30, 1/60, 1/125, 1/500, 1/1000 сек и так далее. Чем больше знаменатель, тем короче выдержка и наоборот.
Виньетирование
затемнение по краю изображения на фотографии или слайде.
Высокий ключ
Cпецифические изобразительные приемы, приводящие к нежным по градации, почти воздушным и мягким снимкам, которые почти целиком состоят из «белого» с очень светлыми серыми тонами.
ГРИП (Глубина резко изображаемого пространства)
или просто глубина резкости, это диапазон резко изображаемого пространства. Объекты вне этого диапазона будут выглядеть нерезкими. Глубина резкости зависит в первую очередь от установленной диафрагмы, от расстояния от объекта съемки до камеры. Чем больше закрыта диафрагма, тем больше получается глубина резкости. Чем больше расстояние от объекта съемки до камеры, тем больше глубина резкости, при фокусировке на более близком объекте глубина резкости будет более мелкой чем при фокусировке на более дальнем объекте.
Диафрагма
это устройство объектива, регулирующее диаметр отверстия объектива, через которое проходит свет. Обычно диафрагма имеет вид «лепестков», которые, складываясь вместе, открывают или закрывают отверстие для света.
Диафрагменное число определяет количество света, которое попадает на матрицу. Чем меньше диафрагменное число, тем больше света способен пропустить объектив, и тем более качественную фотографию можно будет получить при слабой освещенности.
Стандартный ряд значений диафррагмы: 1; 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32. Диафрагменное число, при котором через объектив проходит максимальное количество света, называют светосилой объектива.
Диоптрия
Единица измерения оптической силы линзы.
Дисперсия света
преломление световых пучков разных цветов при прохождении через линзы объектива под разным углом. В результате на изображении на границах контрастных объектов может появиться цветная окантовка. Такие искажения называются хроматическими аберрациями (ХА).
Золотое сечение
одно из основных правил композиции. Наиболее важные элементы изображения располагаются на расстоянии примерно 1/3 по высоте или ширине кадра от его границы.
Кит, Китовый объектив
Стандартный объектив, который, обычно, идет в комплекте с body (корпусом) зеркального фотоаппарата. Обычно, наличие объектива в комплекте лишь незначительно увеличивает стоимость последнего, а покупатель получает возможность сразу же начать использовать фотоаппарат.
Чаще всего, «китовый» объектив обладает невыдающимися возможностями и качество, получаемых с помощью него фотографий, невысоко.
Кроп-фактор
Числовое значение, выражающее отношение размера стандартного кадра пленки 24·36 мм, к размеру матрицы, установленной в данной DSLR. Т.е., простыми словами можно сказать, что кроп-фактор, это величина, показывающая, во сколько раз площадь изображения, помещающаяся на пленке 24·36 мм, больше площади изображения, помещающегося на матрице цифрового зеркального фотоаппарата. Большинство DSLR на сегодняшний день имеют кроп-фактор равный 1.5-1.6.
Разрешение матрицы
количество мегапикселей в матрице, т.е. количество расположенных на ней светочувствительных элементов (пикселей, pixels).
Чем больше разрешение, тем больше мелких деталей может отразить фотоаппарат на снимке. Но увеличение мегапикселей матрицы при неизменном размере матрицы приводит к уменьшению размера пикселя. Это в свою очередь, может влиять на уровнень шумов на фотографии.
Светосила объектива
максимальное отверстие объектива (минимальное значение диафрагменного числа). Светосильный объектив пропускает к пленке больше света, чем менее светосильный. Объектив с большой светосилой позволяет использовать короткие выдержки в условиях пониженной освещенности.
Стабилизатор изображения
позволяет компенсировать дрожание рук при съемке, например, с большим увеличением или с большой выдержкой, и получить несмазанный снимок. Бывают оптические (с помощью подвижного элемента объектива), с помощью сдвига матрицы и цифровые, также возможно их сочетание. Специальный датчик определяет дрожание корпуса камеры, происходит изменение в оптической схеме или сдвиг матрицы. Это компенсирует микросмещение фотоаппарата, и проецируемое на матрицу изображение остается неподвижным.
Следящий автофокус
Следящий автофокус — режим фокусировки, используемый при съемки движущихся объектов. В режиме следящего автофокуса фокусировка на объекте происходит непрерывно, что позволяет сфокусироваться на движущемся объекте съемки заранее, до того, как будет сделан снимок. Однако не стоит держать режим следящего автофокуса включенным по умолчанию, т.к. в этом режиме скорость и точность фокусировки, часто могут быть ниже, чем в режиме обычной автофокусировки.
Фокусное расстояние объектива
расстояние от плоскости матрицы до оптического центра объектива при его установке на бесконечность. В зависимости от фокусного расстояния объективы делятся на нормальные, телеобъективы, широкоугольные и сверхширокоугольные.
Фикс
Объектив с фиксированным фокусным расстоянием (например, 50/1.4 или 28/2.8). Обычно, такие объективы являются достаточно светосильными, быстро фокусируются и позволяют получить более четкое изображение, с минимумомаберраций. Т.е. «фикс», почти всегда будет лучше «зума«.
Хроматические аберрации
Хроматическая аберрация возникает вследствие того, что свет, проходя через линзу, разлагается на составляющие (лучи определенных длин волн), которые имеют разные плоскости фокусировки. Хроматическая аберрация является одной из главных причин возникновения нерезкости изображения (мы сейчас не говорим о «шевеленке» или же ошибки фокусировки). Снизить уровень хроматических аберраций, можно диафрагмируя объектив.
Естественно, что к снижению хроматических аберраций стремятся и производители объективов (подобные объективы называются ахроматами и апохроматами).
Цветовая температура
Величина, характеризующая спектральный состав излучения какого-либо источника света, измеряется в Кельвинах. Чем выше цветовая температура, тем более «холодным» нам кажется свет (и наоборот).
В зависимости от цветовой температуры источников освещения, объекты, освещенные ими, приобретают тот или иной оттенок. Но зрительная система человека устроена таким образом, что она автоматически компенсирует эти оттенки, и таким образом, мы всегда видим белый в действительности объект как белый, в не зависимости от того, освещен он, например, лампами накаливания или лампами дневного цвета.
Проблема состоит в том, когда мы смотрим на фотографию, то автоматической компенсации не происходит. Например, если белый объект на фотографии был освещен лампами дневного света, он будет иметь зеленоватый оттенок. Для устранения таких проблем в цифровых фотоаппаратах используется настройка баланса белого.
Экспозиция
количество света, попавшего на светочувствительный слой за время съемки кадра. Напрямую зависит от выдержки и диафрагмы. Вычисляется так: интенсивность света (контролируется диафрагмой), умноженная на время воздействия (контролируется выдержкой).
Замеры экспозиции бывают: средневзвешенный, когда освещенность усредняется по всему полю кадра, точечный — по небольшомй участку кадра, «точке», центровзвешенный — с преимуществом центральной части кадра.
Экспопара
это сочетание выдержки и диафрагмы, определяющее экспозицию. Очевидно, что одной и той же экспозиции соответствует довольно много экспопар.
Можно специально открыть диафрагму для размытия дальнего плана, а правильную экспозицию обеспечить за счет уменьшения выдержки. Можно придать снимку эффект «смазанности», передать движение в кадре, увеличив выдержку до 1/15 — 1/30с. Переэкспозиция в данном случае исключается пропорциональным уменьшением диафрагмы.