Fujifilm — одна из немногих компаний, сумевшая освоить практически все области фотоиндустрии: от выпуска фотопленок, бумаги и мини-лабораторий до производства фотокамер и профессиональной оптики. А восприимчивость к новым технологиям позволила Fujifilm не просто вписаться в цифровую эпоху, а стать одним из мировых лидеров в разработке светочувствительных матриц.
Фудзи или Фуджи — знаменитый вулкан на японском острове Хонсю, священная гора, к которой японцы относятся с не меньшим пиететом, чем к восходящему солнцу или цветущей сакуре. Неудивительно, что во времена индустриального бума 1900-х многие японские предприниматели пожелали увековечить национальный символ в названии своих заводов или выпускаемой на них продукции. Среди таких промышленников-традиционалистов оказался и Мокичи Морита, президент компании по производству целлулоида Dainippon Celluloid.
Кинематограф становился на японских островах все более популярным, и правительство, решившее было взяться за съемку пропагандистских фильмов, к стыду своему обнаружило, что в стране до сих пор не налажено производство не то что сложных кинокамер, но даже пленки. Ситуацию решено было срочно исправить, был объявлен конкурс, победителем которого и стал Морита. Его новое предприятие, начавшее работу в городке Ашигара недалеко от Фудзи, получило название Fuji PhotoFilm Co.
Не только пленка
Несмотря на громкое имя, продукция компании не отличалась высоким качеством — кинопленка была чрезвычайно хрупкой, а эмульсия вела себя совершенно непредсказуемо, доставляя немало проблем кинооператорам. Чтобы исправить ситуацию, Морита не пожалел денег и выписал из Германии одного из лучших тогдашних специалистов по фотоэмульсии — доктора Эмиля Майерхоффа. В результате уже в 1936 году компания выпустила высококлассную черно-белую пленку, к началу 1940-х наладила массовый выпуск 35-мм фотопленки, 16-мм кинопленки, рентгеновской пленки, сухих офсетных пластин и фотобумаги, а в 1944-м приобрела завод по производству оптики Enomoto Kogaku Seiki Manufacturing Co., Ltd, намереваясь начать выпуск фото- и кинообъективов. Правда, Вторая мировая война внесла некоторые коррективы, и до осени 1945 года на заводе выпускали оптику отнюдь не мирного назначения.
После войны, воспользовавшись тем, что почти вся немецкая промышленность остановилась, в Fuji PhotoFilm наладили выпуск объективов Fujinon для форматных камер. В качестве образцов японские инженеры брали только именитые немецкие модели, внося, где это было возможно, усовершенствования, благодаря чему новые объективы быстро получили признание профессиональных фотографов.
В 1948 году компания выпустила свою первую фотокамеру — среднеформатную «раскладушку» с выдвижным мехом и форматом кадра 6 x 6. Аппарат получил название Fujica Six IA. Название было образовано из сокращенного словосочетания Fuji Camera — по такому же принципу в свое время выбирались названия для камер Leica и Yashica.
В 1950-м появилась усовершенствованная модель Super Fujica Six, оснащавшаяся объективом Fujinar 75 мм f/3.5 и очень удобным видоискателем. А в 1957 году компания выпустила необычную дальномерную среднеформатную камеру Fujipet со встроенным экспонометром. Как только фотограф выбирал правильную экспопару, в видоискателе камеры загоралась специальная лампочка. Благодаря легкости управления, довольно компактным размерам и превосходному качеству отпечатков, которые можно было получить с кадров среднего формата, эти аппараты пользовались чрезвычайной популярностью у японских фотолюбителей. В дальнейшем компания продолжала развивать уникальный жанр среднеформатной «мыльницы», оснащая свои камеры более современными экспонометрами, моторами для перемотки пленки, встроенными вспышками, системами автофокуса и, наконец, электронно-управляемыми зум-объективами.
Камера Fujipet стала первой моделью из семейства среднеформатных «мыльниц» Fujifilm.
Но самыми известными среднеформатными аппаратами фирмы стали дальномерные модели серии G с форматом кадра 6 x 9 см, первая из которых, Fujica G690, была представлена в 1969 году. Камеры работали со сменной оптикой Fujinon и отличались чрезвычайной компактностью и «незаметным» лаконичным дизайном, за что и полюбились travel-фотографам.
З5-мм зеркалки Fujica так и не получили широкого распространения. Начавшись в 1971 году, их производство было свернуто в 1980-м.
Разрабатывая новые среднеформатные камеры, специалисты Fuji PhotoFilm не могли игнорировать все возрастающую популярность фотоаппаратов 35-мм формата. Уже к концу 1950-х фирма выпустила несколько 35-мм дальномерок, а в 1971 году увидела свет Fujica ST701 — первая 35-мм зеркалка фирмы. Это была простая, ничем не примечательная камера с полностью механическим затвором и TTL-экспонометром, рассчитанная на оптику с резьбой M42. Она поставлялась в комплекте с объективами Fujinon 50 mm f/1.4 или 55 mm f/1.8, которые поддерживали съемку в режиме приоритета диафрагмы. Всего компания успела представить десяток зеркальных моделей и несколько объективов с фиксированным и переменным фокусным расстоянием, прежде чем свернуть это направление к 1980 году. В середине 1980-х корпорация, к тому времени уже переименованная в Fujifilm, активно включилась в разработку полностью автоматических компактных 35-мм камер для массового потребителя.
Особняком среди фотокамер Fujifilm стоят профессиональные панорамные модели: 35-мм Fujifilm TX-I и TX-II и среднеформатная Fujifilm GX 617 Professional со сменной оптикой. Последняя, с форматом кадра 6 x 17 см под пленку 120-го или 220-го типов сегодня остается одним из самых популярных панорамных решений.
Красное на зеленом
Первый логотип компании, появившийся в 1934 году на жестяных коробках с кинопленкой, был, как и сама пленка, черно-белым и представлял собой изображение священного вулкана и витиеватую надпись Fuji, вписанные в круг. В 1960-м логотип лишился национальной символики, если не считать таковой доминирующий цвет «восходящего солнца», на фоне которого появилась надпись Fuji Film — тогда еще раздельно. Спустя два десятка лет слово Fuji оказалось заключено то ли в пленочный кадр, то ли в рамку видоискателя, при этом красный шрифт стал отчетливо напоминать арабскую вязь. К этому варианту позже еще добавилось полное название фирмы Fujifilm, которое с 1992 года стало писаться слитно.
В 2006 году логотип кардинально изменился. Согласно официальной версии, основная задача проведенного ребрендинга — сделать символ компании более современным. Однако злые языки не без основания утверждают, что руководство холдинга решило избавиться от невольных ассоциаций с исламской символикой — напоминающим арабскую вязь шрифтом и зеленым цветом. При этом никто не отрицает, что новый логотип действительно стал выглядеть современнее и больше отвечать «цифровым устремлениям» компании.
Сначала оформление коробочек с цветной пленкой Fujifilm было выдержано в желтых кодаковских тонах. Позже за продукцией компании закрепился зеленый цвет.
Проявка и печать
Активно разрабатывая фототехнику, в Fujifilm не забывали и о своей главной «миссии» — производстве пленки. В 1948 году компания первой в Японии выпустила цветную фотопленку, а в 1951-м на пленку Fuji был снят первый японский цветной фильм «Кармен возвращается домой».
В 1976 году фирма представила первую в мире цветную негативную фотопленку с чувствительностью 400 ISO. Если учесть, что средняя чувствительность цветных пленок тогда равнялась значению 25–50 ISO, то преодоление рубежа 400 ISO казалось невероятным достижением. К концу 1970-х в арсенале Fujifilm была уже целая россыпь негативных пленок всех возможных форматов, включая листы для форматных камер, а позитивные пленки (слайды) Fujichrome стали стандартом в пейзажной и интерьерной профессиональной фотографии.
Тогда же компания начала серийное производство оборудования для проявки пленки и фотопечати. Печатные агрегаты не были для специалистов Fujifilm чем-то абсолютно новым, так как еще в 1962 году компания начала плотное сотрудничество в области производства печатных устройств и расходных материалов с американской корпорацией Xerox.
Первые комплексы фотопечати сложно было назвать мини-лабами в нынешнем понимании, так как для их установки требовались значительные площади. Неудивительно, что предприятия с таким оборудованием в Японии стали называть фотофабриками. Распространение привычных сегодня фотоуслуг дало толчок к появлению новых видов любительской негативной фотопленки и простых в управлении камер, ведь фотография впервые стала действительно массовой и общедоступной. Так, в 1986 году Fujifilm первым выпустил дешевый одноразовый фотоаппарат QuickSnap с уже заряженной в него пленкой. Позже эту идею подхватили другие производители, и одноразовые камеры оставались весьма популярными вплоть до широкого распространения цифровой фотографии. К началу 1980-х специалисты Fujifilm приблизились к современной концепции мини-фотолаборатории как аппарата небольших габаритов, пригодного для установки в любом фотомагазине. А в 1985 году начались официальные поставки мини-лаб Fujifilm в Советский Союз.
Пальма первенства в разработке полностью цифровых мини-фотолабораторий также принадлежит Fujifilm. Еще в 1996 году компания представила свою первую лазерную машину Frontier, оснащенную встроенным сканером для пленки. Оцифрованные пленочные кадры можно было просмотреть на мониторе и, произведя необходимую коррекцию яркости, контраста и насыщенности, отправить на печать. Это был абсолютно новый, революционный подход к фотопечати, вызвавший множество споров между приверженцами различных технологий. Но, как бы то ни было, на сегодняшний день цифровые печатные машины полностью вытеснили своих оптических собратьев, при этом значительную часть мирового парка цифровых мини-лаб составляют комплексы Fujifilm серии Frontier.
Цифровые камеры
Задолго до появления первых цифровых печатных машин компания Fujifilm стала внедрять новые технологии в производство съемочной техники. Так, в 1985 году была представлена камера Fuji ES-1, оснащенная 2/3” CCD-матрицей с разрешением 640 x 480 пикселей. Фотографии со столь низким разрешением нельзя было печатать, зато можно было просматривать на экране телевизора, поэтому подобные аппараты называли still video camera.
Спустя три года Fujifilm представил цифровую камеру Fuji DS-1P, в которой фотографии записывались не на магнитный диск, а на миниатюрную карту памяти, разработанную компанией Toshiba. Иными словами, это был первый в мире полностью цифровой фотоаппарат, ведь в качестве носителя информации в нем использовалось электронное устройство, а не традиционная магнитная лента. Однако решение оказалось довольно дорогим, поэтому в этом же году компания выпустила еще две «дискетные» 400-пиксельные цифровые камеры — Fuji ES-20 и Fuji ES-30TW. Последняя стоила около $720, преодолев тем самым «моральный рубеж» $1000, а значит, имела все шансы на коммерческий успех.
В начале 1990-х два гиганта фотоиндустрии — Fujifilm и Nikon — начали совместные разработки цифровых зеркальных камер. Первым результатом сотрудничества стала профессиональная 1,3-мегапиксельная DSLR-камера Nikon E2, оснащенная 2/3” CCD-сенсором и процессором производства Fujifilm, о чем сообщала надпись Fujix на корпусе. Это была первая профессиональная цифровая зеркалка стоимостью менее $20 тыс.
Спустя два года появилась усовершенствованная модель Nikon E3 с 1,4-мегапиксельной матрицей высокой чувствительности, а в 2000 году Fujifilm представил уже собственную разработку — 6-мегапиксельную камеру Fujifilm S1 Pro. Правда, в качестве носителя электронной «начинки» по-прежнему выступал корпус полупрофессиональной пленочной зеркалки Nikon с родным байонетом F. Но главной деталью этой камеры был необычный фирменный светочувствительный датчик Super CCD, существенно отличавшийся от матриц других производителей.
Большинство матриц цифровых камер получают информацию и о цвете, и об освещенности участка кадра из одного и того же сенсорного элемента (пикселя). А в матрицах, выполненных по технологии Fujifilm Super CCD, чувствительные элементы сгруппированы попарно — большие (типа S) и маленькие (типа R). Большие S-элементы при освещении насыщаются быстро, получая информацию о цвете точки. В это же время R-элементы с меньшей площадью насыщаются гораздо медленнее, отчего они лучше определяют освещенность. Далее задача процессора камеры — скомбинировать информацию с обоих типов сенсоров и сформировать изображение, одинаково контрастное и детальное во всех областях. Это в теории. На практике же все оказалось не так просто. Первые камеры с матрицами Super CCD рекламировались как «прорыв в технологии цифровой съемки», но как такового прорыва не совершили — снимки получались неплохими, но отнюдь не революционными. Возможно, оказалось виновато программное обеспечение камер, или аналогово-цифровой преобразователь матрицы, но цветопередача и динамический диапазон остались практически на обычном уровне.
Технологии Super CCD потребовалось пройти несколько «перерождений», прежде чем четвертое поколение основанных на ней матриц смогло показать действительно уникальные результаты. Так, профессиональные зеркальные камеры Fujifilm S5 Pro с матрицами Super CCD SR II могут работать в режиме расширенного динамического диапазона, то есть лучше справляются с высококонтрастными сюжетами, в которых присутствуют как очень светлые, так и темные, почти черные участки. Также эти камеры отличаются прекрасной цветопередачей, что вкупе с режимами имитации разных типов пленки Fujifilm, например слайда Fujichrome Velvia, открывает перед фотографами массу новых возможностей. Все матрицы Fujifilm Super CCD последнего на сегодняшний день четвертого поколения делятся на два типа: HR и SR. В элементах HR упор сделан на высокое разрешение, они предназначены для компактных и псевдозеркальных камер Fujifilm. Матрицы SR, отличающиеся расширенным динамическим диапазоном, пока устанавливаются только на профессиональные зеркальные камеры Fujifilm cерии S.
Fujifilm сегодня
Сегодня научно-промышленный холдинг Fujifilm выпускает светочувствительные матрицы для многих других производителей фототехники, являясь одним из крупнейших мировых разработчиков этих устройств. При этом компания не спешит расставаться с аналоговыми технологиями: по-прежнему производит негативную и позитивную фотопленку всех мыслимых форматов, а также с десяток разновидностей негативной и позитивной кинопленки, среди приверженцев которой, например, режиссер Стивен Спилберг.
Продолжая тесное сотрудничество с Xerox, компания разрабатывает печатающие устройства и расходные материалы к ним, а также полиграфическое и медицинское оборудование. До сих пор выпускаются панорамные и среднеформатные пленочные камеры Fujifilm, правда, в основном для японского рынка. А кроме разнообразной оптики для средне- и крупноформатных фотокамер Fujifilm производит еще и около 50% всех объективов для профессиональных телекамер. То есть является редким примером компании, авторитет которой одинаково высок и в традиционной пленочной фотографии, и в сфере видео- и кинотехнологий, и в области цифровых разработок.
Источник