Site icon Vavik96

История компании Panasonic

Под маркой Panasonic, принадлежащей корпорации Matsushita Electric Industrial, выпускается любая электроника, которую только можно представить: от стереосистем до цифровых видеокамер и от рисоварок до сложнейших промышленных роботов. А с 2001 года, заручившись поддержкой аристократов от фототехники – концерна Leica Camera AG, компания метит еще и в лидеры мирового фотопроизводства.

Национальная электроника

Будущий президент одной из крупнейших мировых корпораций, Коносукэ Мацущита, начинал свою трудовую деятельность продавцом велосипедов в Осаке. Затем юношу переманил хозяин соседней лавки, торговавший электроприборами. На дворе стоял 1918 год, и первые электролампочки, утюги и прочие хитроумные приспособления, бывшие в Японии еще в диковинку, заворожили Коносукэ: он скопил немного денег, уволился из лавки и попытался открыть собственную мастерскую.

Коносукэ Мацущита (1894 – 1989 гг.), основатель корпорации Matsushita Electric Industrial.

Один из первых радиоприемников National, 1931 г.

За неимением большого капитала начинать пришлось с изготовления патронов для электролампочек – расходного материала, на который, по наблюдениям Мацущиты, был стабильный спрос. Сборочный цех Мацущита организовал в своей съемной квартире, первыми рабочими предприятия стали несколько бывших сослуживцев и брат жены. А так как фирма была практически семейной, то и название пришло в голову как-то само собой – Matsushita Denki. Патроны действительно пользовались популярностью, однако, денег от их продажи едва хватало на зарплату компаньонам. От банкротства в самом начале предприятие спас неожиданный заказ на тысячу подставок под электровентиляторы. Мацущита со товарищи «клепал» подставки днями и ночами, заказ был выполнен в срок, и фирма получила свои первые крупные деньги. Стало очевидным, что для дальнейшего развития компании необходимо производить что-то еще, кроме патронов для лампочек. Мацущита решил выпускать электрические фары для велосипедов, о которых прочитал в каком-то популярном журнале. Когда первый опытный образец удобной велофары с оригинальной батарейкой был готов, окрыленный предприниматель отправился показывать новинку продавцам велосипедов в надежде сразу договориться о поставках. Но торговцы отнеслись к устройству весьма прохладно: «зачем людям платить лишние деньги за какой-то фонарь, без которого они до этого прекрасно обходились?» – недоумевали они. И тогда Мацущита решился на рискованный шаг: он все-таки выпустил небольшую партию фар, и отправил по несколько штук в каждый веломагазин бесплатно. Уже через неделю владельцы этих магазинов засыпали его заказами: фары были распроданы моментально, а магазины подверглись атаке жаждущих покупателей, которые хотели знать, когда нашумевшая новинка снова появится на прилавках. Велосипедный фонарь стал настолько популярен, что им стали заменять домашние керосиновые светильники. И тогда Мацущита организовал выпуск настольной модели, назвав ее «национальной японской лампой». На этих светильниках впервые появилась надпись “National” – отныне под этой маркой должны были продаваться все электрические изделия компании.

К 1960 годам компания Matsushita стала одним из главных японских производителей бытовой техники.

С Востока на Запад

К 1930-м годам Matsushita Denki была уже солидной фирмой, владевшей несколькими цехами по производству разнообразных электротоваров: от штепселей для электророзеток до утюгов и настольных ламп. Однако, как раз в это время японское правительство ввело «режим строжайшей экономии» – ряд экономических ограничений, которые привели к общему спаду производства и продажи бытовых товаров. На складах скапливалась непроданная продукция, заводы не могли работать в полную силу. В таких условиях руководители многих японских предприятий начали массовое увольнение рабочих. Но Мацущита применил иную тактику: он ввел половинный рабочий день, но зарплату платил как за полный. Вторую, «нерабочую» часть дня, а также воскресенье сотрудники должны были заниматься реализацией скопившихся товаров – торговать ими вразнос. Люди старались изо всех сил, ибо никто не хотел терять работу. В результате, уже через два месяца все излишки продукции оказались распроданными, и предприятие смогло продолжить полноценную работу. В конце 1930-х все 8 заводов Matsushita Denki фактически оказались под контролем государства, в цехах, где когда-то собирали утюги и радиоприемники, стали производить детали для самолетов и военных судов.

Номер журнала Time, посвященный японскому экономическому чуду, 1962 г.

После II Мировой войны с компании сняли ограничения на выпуск бытовых электроприборов и, несмотря на жестокий экономический кризис, несколько заводов Matsushita Denki продолжили свою работу. Чтобы выжить, предприятию нужно было срочно переориентироваться на международный рынок, так как в бедной послевоенной Японии успешно продавать товары «не первой необходимости» было крайне проблематично. Для знакомства с западными экономическими реалиями Мацущита отправился в США, где его поразило изобилие разнообразной электротехники. Чтобы предложить американцам что-то действительно конкурентноспособное, собственных ресурсов было недостаточно. Поэтому в 1952 году Мацущита заключил соглашение с голландской фирмой Philips, одним из разработчиков транзисторов – полупроводниковых устройств, которым суждено было стать основой для большинства электроприборов, разработанных в 1950-1960-х годах.

Рождение Panasonic

Совместная японско-голландская компания получила название Matsushita Electric Industrial Co. На отстроенном по последнему слову техники новом заводе в Осаке стали выпускаться лампы, электронно-лучевые трубки, реле, транзисторы – словом, все те комплектующие, которые и позволили продукции компании достичь мирового уровня. С новыми магнитофонами и радиоприемниками уже нестыдно было показаться в Америке, где в 1959-м была основана дочерняя компания Matsushita Electric Corporation of America. Первоначально всю продукцию компании предполагалось продавать за океаном под той же маркой, что и в Японии – National. Но оказалось, что такое название уже было зарегистрировано в США. Вот тогда-то и появилось на свет название Panasonic, составленное из древнегреческого слова “pan”, что означает «всё» и английского “sonic” – звук. Ведь поначалу Matsushita делала ставку на аудио-оборудование. В результате, продукция фирмы под маркой Panasonic стала продаваться за пределами Японии, тогда как на Японских островах те же модели представлялись под маркой National. Позже это название стали присваивать всей бытовой технике компании – микроволновкам, тостерам, соковыжималкам. В 1965-м высококлассные стереосистемы Matsushita получили отдельное имя – Technics, а в 1980-х руководство компании решило познакомить с именем Panasonic и японцев.

Эволюция логотипов торговых марок корпорации Matsushita Electric Industrial

Логотип, собственно Panasonic, с момента своего появления в 1955 году, менялся всего три раза. Сначала оба слова-прародителя – “Pana” и “Sonic” писались с заглавных букв – PanaSonic. В 1966-м название оказалось вписанным в круг, который, в свою очередь, был вписан в большую букву “N”. Элементы этого логотипа восходили еще к довоенному варианту с иероглифами 1937 года. И, наконец, в 1971-м появилась привычная нам лаконичная эмблема с надписью “Panasonic” без каких-либо дополнительных графических нагромождений.

Первая видеокамера Panasonic поступила в продажу в 1985 году

Фотопробы

К началу 1980-х Matsushita Electric Industrial Co. стала общепризнанным мировым лидером в производстве электроники – трудно было назвать электрический прибор, выпуск которого был бы не освоен японской корпорацией. В 1985-м, впечатлившись успехами Sony в области видеозаписи, Matsushita выпустила свою первую видеокамеру, использующую кассеты формата VHS. Позже, наладив производство оптического стекла для видеообъективов, в компании решили попробовать свои силы и в фототехнике, представив сразу несколько пленочных компактных моделей под маркой National. Но если для продвижения своих видеокамер фирма прикладывала значительные усилия, то ее пленочные фотоаппараты так и остались вполне качественными, но отнюдь не выдающимися изделиями. Чтобы закрепиться на новом для себя рынке, где царила жесткая конкуренция, компании нужно было предложить потребителю нечто принципиально новое.

Прототип своей первой цифровой камеры Panasonic представил в 1984 году

Еще в 1981 году корпорация Sony представила прототип зеркальной фотокамеры Mavica, в которой снимки экспонировались не на привычную всем фотопленку, а на электронную ССD-матрицу. Через три года прототип своей первой электронной фотокамеры показала и Matsushita. Это был очень серьезный на вид аппарат внушительных размеров со встроенным зум-объективом 14-42 мм f/2 и 0,3-мегпиксельной ССD-матрицей. Добротный корпус, качество оптики и принцип управления камерой указывали на то, что это инструмент профессионального класса. Правда, качество формируемого матрицей изображения конечно же не могло устроить профессионалов – ведь фотографии нельзя было даже напечатать, разрешения хватало лишь на демонстрацию отснятых кадров на экране телевизора. Однако, представив эту инновационную модель на выставке Photokina-84, корпорация Matsushita недвусмысленно намекнула, что имеет в отношении рынка фототехники самые серьезные намерения.

Фотокамеры Panasonic семейства CardShot являлись разработками других фотопроизводителей

Однако первая серийная цифровая камера, представленная в 1988 году Panasonic AG-ES10, получилась уже не столь амбициозной. Компактный пластиковый корпус с упрятанным в него крошечным объективом указывал даже не на любительский сегмент. Этот 0,38-мегапиксельный компактный аппарат был явно рассчитан на любителей гаджетов. А, кроме того, не являлся собственной разработкой Matsushita: Panasonic AG-ES10 была всего лишь перелицованным вариантом представленной в том же году камеры Canon RC-470. В 1997-м компания разродилась сразу несколькими компактными цифровыми моделями привычной нам формации: отснятые изображения записывались уже не на магнитный диск, а на миниатюрную карту памяти. Отсюда и название всей серии: Cardshot. Аппараты Panasonic CardShot, в большинстве своем, по-прежнему являлись лишь несколько измененными моделями более именитых фотопроизводителей: Сanon, Nikon, Konica и Minolta.

Panasonic Lumix DMC-LC1

Leica Digilux 2

Panasonic + Leica

Настоящий переворот в отношении Matsushita к разработке и производству фотокамер произошел лишь в 2001 году, когда компания прибегла к давно проверенной тактике: заручилась поддержкой более опытных «товарищей». В качестве «товарищей», которые могут научить фотографическому уму-разуму, японцы выбрали не абы кого, а немецкий концерн Leica Camera AG, занимающий в фотографическом мире, прямо скажем, аристократическое положение. О волшебных камерах и объективах Leica большинство фотографов слышало, но, при этом, мало кто их видел, а тем более, держал в руках. Типичная, в общем-то ситуация, складывающаяся вокруг всего легендарного. Немецкие умельцы передавали в распоряжение специалистов Matsushita Electric Industrial Co. уникальные технологии производства объективов, а заодно решали проблему с «оцифровкой» своей собственной аналоговой продукции, которая в новом тысячелетии все меньше отвечала изменившимся запросам фотопрофессионалов.

Модель DMC-F7 стала первой камерой из семейства Lumix

Новые камеры Panasonic поддерживают карты памяти стандарта SD, в разработке которого корпорация Matsushita Electric Industrial принимала самое деятельное участие

Семейство новых цифровых фотокамер получило название Lumix, которое как нельзя лучше отразило ситуацию с их разработкой и производством: оптические технологии Leica (свет, light или Lumi) отныне объединялись (mix) с цифровыми технологиями Panasonic. Несмотря на амбиции, первой моделью нового породистого фотосемейства стал заурядный компактный Lumix DMC-F7, представленный в 2001 году. 2-мегапиксельная матрица, стандартный зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний35-70 мм. в пленочном эквиваленте, неброский прямоугольный корпус – камера получилась неплохой, но этого было мало, чтобы хоть как-то выделиться среди конкурентов.

Модель DMC-FZ1 во многом определила дальнейшее развитие камер семейства Lumix

Зато через город Panasonic выпустил модель Lumix DMC-FZ1, о которой заговорили все. Дело в том, что этот компактный аппарат с серьезным черным ухватистым корпусом оснащался просто невиданным для того времени объективом: 35-420 мм. в 35 мм. эквиваленте с постоянной светосилой f/2.8! Чтобы снизить смазывание снимков от дрожания рук в камере применялась система оптической стабилизации изображения Mega O.I.S. Сегодня различные стабилизационные системы широко применяются в камерах и объективах многих производителей, но наделить этой функцией компактные модели впервые додумались инженеры Panasonic. Модель Lumix DMC-FZ1 во многом стала знаковой для фирмы. В ней сконцентрировались все те черты, которые в дальнейшем стали определять неповторимый стиль цифровых фотоаппаратов под маркой Panasonic: лаконичный, угловато-консервативный корпус в духе пленочных камер Leica, широкое применение зум-объективов с более чем 10-кратным оптическим увеличением и использование фирменной технологии оптической стабилизации изображения даже в самых простых моделях.

Lumix DMC L1 стала первой зеркалкой Panasonic

Развитие Lumix

Следующим серьезным шагом в развитии серии Lumix стал выпуск в 2004 году 5-мегапиксельного аппарата Lumix LC-1 – брата-близнеца модели Leica Digilux 2. Подобной камеры давно ждали многие фотографы-«леечники»: благородный корпус, в котором мало что указывает на принадлежность камеры к цифровой формации, обилие механический узлов управления и светосильный зум-объектив 28-90 мм. (в плёночном эквиваленте) f/ 2.0-2.4 с ласкающим слух названием Leica DC Vario-Summicron. Однако радость оказалось недолгой: маленькая 2/3’’ матрица не могла использовать весь оптический потенциал объектива, зернистый цифровой видоискатель был далек от идеала, а все прелести механического управлению камерой сводились на нет долгими блужданиями по меню аппарата в поисках самых насущных функций, типа изменения чувствительности ISO.

В 2006 году Panasonic заявил о поддержке открытого цифрового стандарта 4/3, предложенного компанией Olympus

Камера наделала много шума, но не производилась и года – слишком очевидными оказались недоработки. Их попытались учесть в следующей флагманской модели фирмы, уже зеркальной Lumix DMC L1, представленной в 2006 году. Незадолго до этого Panasonic объявил о поддержке открытого цифрового стандарта 4/3, продвигаемого компанией Olympus. Как следствие, первый зеркальный Lumix, кроме родного объектива Leica D Vario Elmarit 14-50 f/ 2.8-3.5 c cистемой стабилизации MEGA O.I.S, стал поддерживать и любые другие объективы развивающегося стандарта 4/3.

Кроме электроники, Panasonic выпускает еще и велосипеды

Сегодня в арсенале Panasonic есть зеркальная модель Lumix DMC L10, ультразумы серии FZ – наследники легендарной Lumix DMC- FZ1 и масса всевозможных компактных камер, большинство из которых выполнены в фирменном легко узнаваемом «леечном» стиле. Кроме того, корпорация Matsushita Electric Industrial остается крупнейшим мировым производителем электроники, выпуская разнообразную видео- и аудиотехнику, телевизоры, бытовые приборы, промышленное оборудование и… велосипеды. Двухколесные машины Panasonic с электродвигателями занимают сегодня львиную долю японского рынка подобной техники. Ведь, как никак, основатель компании, Коносукэ Мацущита, начинал свою трудовую деятельность именно с продажи велосипедов.
Источник

Exit mobile version