История компании Pentax

Компания Pentax начинала с полировки линз для очков, позже стала первым японским производителем объективов, а в 1950-х ее инженеры разработали основу конструкции, которая используется во всех современных зеркалках.

Cлово «асахи» по-японски означает «восходящее солнце». Этот милый сердцу каждого японца образ был положен в основу названия компании Asahi Optical Joint Stock Co. — прародителя нынешней корпорации Pentax. Штат фирмы на заре ее существования, в 1919 году, состоял всего из нескольких человек, а основным видом деятельности было производство линз для очков. Однако спустя 10 лет оказалась, что маленькая фирма выпускает едва ли не лучшие линзы в Японии.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Дело в том, что тогда при полировке стекол для очков повсеместно использовали шерстяную ткань. Asahi Optical в качестве полирующего материала применяли асфальтовую смолу, как это было заведено в производстве сложных оптических приборов — телескопов и подзорных труб. Такой серьезный подход к делу не мог остаться незамеченным, и в 1933 году один из пионеров японского фотопроизводства компания Konica предложила руководству Asahi Optical вместо производства линз для очков заняться более престижным делом — наладить выпуск объективов для форматных фотокамер Parlet.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

На заводе Asahi Optical к полировке линз для очков относились так же серьезно, как к производству оптики для телескопов

Konica выпускала эти камеры с 1920-х, широко применяя импортные комплектующие, что не лучшим образом сказывалось на цене. Использование же первых отечественных фотообъективов позволило компании заметно снизить цены на свои форматные переносные камеры и тем самым добиться их чрезвычайной популярности на Японских островах.

Через год Asahi Optical, заваленная заказами, уже построила новый завод на окраине Токио, где выпускались объективы для лидеров японского фоторынка того времени — компаний Konica и Chiyoda Optical. В 1936-м последняя представила модель Minolta Flex — двухобъективную зеркалку, изготовленную по образу и подобию немецкого Rolleiflex. На обоих объективах, конечно же, стояла маркировка Asahi Optical.

Make photos, not war

Усиленная милитаризация Японии перед Второй мировой войной сказалась и на Asahi Optical — в конце 1930-х на ее токийском заводе вместо фотообъективов уже вовсю собирали оптические прицелы. Тогда же компанию возглавил 27-летний фотолюбитель Сабуро Мацумото, который, несмотря на жесткие условия госзаказа, лелеял мечту заниматься исключительно фототехникой.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Складной окопный перископ производства Asahi Optical, 1940-е годы

Но мечте суждено было сбыться нескоро — после капитуляции Японии в 1945-м завод Asahi Optical лежал в руинах, у компании были долги перед поставщиками и подрядчиками, а получить деньги за выполненные заказы у отцов-командиров было невозможно. Однако в 1946-м Мацумото умудрился восстановить часть производства, собрать горстку уцелевших сотрудников и даже получить заказ от оккупационных войск на обработку линз для биноклей. О том, что в Токио снова заработал какой-то оптический завод, прослышали многие промышленники, и в Asahi Optical потекли заказы на выпуск разнообразной оптики. В качестве подрядчика фирма просуществовала вплоть до 1950-х, когда Мацумото решил, что пора заняться выпуском собственной конечной продукции.

К середине 1950-х фототехнику в Японии не производил только ленивый. Разнообразные фотоаппараты под марками Сanon, Minolta, Mamiya, Nikon, Olympus наводнили страну и уже начали выходить на международный рынок. Между тем в основном это были чуть переделанные аналоги немецких дальномерных 35-мм камер либо камеры под пленку среднего формата. Мацумото понимал: чтобы заявить о себе, нужно выпустить на рынок принципиально новый продукт, более современный и совершенный, чем все существующие. И выбор пал на 35-мм зеркальный фотоаппарат.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Asahiflex — первая японская 35-мм зеркалка

Первая зеркалка

У выпускавшихся на тот момент в мире зеркальных камер был серьезный недостаток: зеркало, которое направляло поток света, проходящий через объектив, формировало в видоискателе перевернутое слева направо изображение, которое к тому же еще и надолго исчезало после спуска затвора, независимо от длительности выдержки.

Мацумото как настоящий японский начальник поставил перед своими конструкторами невыполнимую задачу: разработать 35-мм зеркалку, которая по своим размерам приближалась бы к дальномерной Leica и при этом была бы лишена обозначенных проблем. В результате ведущим инженерам компании Рехею Сузуки и Нобуйуки Йошида пришлось если не поселиться на заводе, то устроить лаборатории прямо у себя в домах. Зато через семь месяцев, в ноябре 1950-го, прототип чудо-камеры был готов.

Компактный фотоаппарат получил крепкий металлический корпус, фирменный объектив 50-мм f/3,5 в оправе из латуни, а также четко отрабатывал выдержки в диапазоне от 1/20 до 1/500 сек. и издавал при спуске затвора характерный щелчок.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Инженеры Asahi Optical Рехей Сузуки, Нобуйуки Йошида и президент компании Сабуро Мацумото (слева направо)

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

«Корпоративный снимок» сотрудников Asahi Optical на фоне заводского цеха. Токио, 1953

Однако, вопреки ожиданиям Мацумото, продавцы отнеслись к новинке прохладно. Они полагали, что спокойнее и выгоднее работать с продукцией, на которую уже есть спрос, нежели рисковать, продвигая на рынок новый товар. Зато помешанные на технике конструкторы из компании K. Hattori & Co., Ltd. (ныне корпорация Seiko Epson) сразу же ухватились за модель, рассмотрели ее со всех сторон и не только похвалили, но и внесли несколько усовершенствований, а самое главное — предложили продвигать камеру через свои магазины.

Первая коммерческая партия новых камер поступила в продажу осенью 1952 года. Модель назвали Asahiflex I, под этим именем она и вошла в историю фототехники как первая японская 35-мм зеркальная камера.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Asahiflex II c «мягким» затвором и механизмом быстрого возврата зеркала

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

В 1960 году Asahi Optical получила государственную награду за разработку механизма быстрого подъема зеркала

Asahi №2

Новая камера получила высокую оценку у фотографов того времени, однако у нее довольно скоро обнаружились и «детские болезни»: затвор сильно вибрировал при спуске, а мощный удар зеркала чуть ли не подбрасывал камеру вверх. Но главное, модель №1 не избавилась от главной проблемы всех тогдашних зеркалок — исчезновения изображения в видоискателе во время подъема зеркала. Многие уверяли, что этого в зеркальных камерах не избежать, но Мацумото был непреклонен — он снова вызвал «на ковер» инженеров и «предложил» им подумать над недоработками. Как всегда, предложение звучало в ультимативной форме.

Результатом «раздумий» инженеров стало появление через два года новой зеркальной модели с моментальным автоподъемом зеркала и очень мягким спуском. Камера, названная Asahiflex II, впервые заставила взглянуть на компактные зеркальные фотоаппараты как на более чем полноценную замену дальномеркам. Популярность нового аппарата росла как на дрожжах, а полное отсутствие конкурентов в этом сегменте рынка позволило быстро наращивать продажи и производство. Впоследствии, в 1960 году, Asahi Optical получит награду за разработку своего оригинального механизма быстрого возврата зеркала, послужившего толчком к бурному развитию производства зеркалок во всем мире.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Камера Asahi Pentax стала первой в мире зеркалкой с «правильным» изображением в видоискателе

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Сегодня зеркальные пентапризмы есть во всех малоформатных зеркальных камерах

Pentax — значит, с пентапризмой

Следующей революционной разработкой фирмы стала компактная зеркальная камера, оснащенная не только быстрым автоподъемом зеркала, но и пентапризмой — пятигранной зеркальной конструкцией, позволявшей отображать в видоискателе «правильное», не перевернутое изображение.

Обычное для сегодняшнего дня решение — пентапризма, которая прячется в том самом выступе над видоискателем, характерном для любой современной зеркалки, — произвела настоящий фурор на ежегодной национальной фотовыставке 1956 года. Всех интересовало, когда новинка появится в продаже, каковы будут ее окончательные технические характеристики и стоимость. Однако на последний вопрос не мог дать ответа и сам производитель.

Пентапризмы тогда широко применялись в производстве перископов и прочей военной оптики — собственно, благодаря опыту в этой сфере инженерам Asahi Optical и пришла в голову мысль использовать такое же решение в фотоаппаратах. Однако полировка зеркал для пентапризм в те годы выполнялась вручную, а значит, стоила чрезвычайно дорого. И если министерство обороны мирилось с любыми затратами, то слишком высокая цена для «гражданского продукта» была совершенно неприемлемой.

Можно было, конечно, закупить только появившиеся тогда французские шлифовальные станки… но их стоимость в четыре раза превышала размер основного капитала фирмы. Однако после долгих раздумий Мацумото все-таки влез в долги и решился на покупку оборудования. И не прогадал: автоматизация производственных процессов позволила Asahi Optical наладить выпуск самых совершенных на тот момент 35-мм зеркальных камер по очень привлекательной цене.

В 1957 году новая камера получила название Asahi Pentax, в котором отразились ее конструктивные
особенности — наличие пентапризмы и преемственность с предыдущими моделями Asahiflex. Как мы знаем, впоследствии название камер, да и всей компании, сократилось до одного слова Pentax, звучащего так же хлестко, как и спуск затвора хорошего зеркального фотоаппарата (слово Pentax получилось в результате слияния слов PENTAprism и refleX).

Байонет K

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Камера Pentax K2 cтала первой моделью с легендарным байонетом K

Следующим знаковым для компании годом стал 1975-й, когда Pentax представил модель K2 c абсолютно новым байонетом K. До этого компания слыла приверженцем классического резьбового соединения М37 и M 42, идея которого восходила еще к довоенным временам. Новый байонет K позволял гораздо быстрее и удобнее снимать и устанавливать объективы на камеры и был не в пример лучше приспособлен для работы с получающими все большее распространение электронными системами.

Конечно, такая радикальная смена узла крепления могла отпугнуть многих приверженцев фирмы — обладателей старых «резьбовых» объективов. Однако Pentax демонстрировал решительность в продвижении своей новой системы — в этом же году компания выпустила еще две камеры серии K, а к ним 27 объективов с фиксированным фокусным расстоянием и четыре зума! Такое разнообразие и выдающиеся характеристики новой оптики Pentax никого не оставили равнодушными. Новая система была безоговорочно принята фотографами во всем мире, а байонет K без серьезных изменений дожил до наших дней. Это значит, что даже на самую современную цифровую зеркалку Pentax можно установить любой из объективов Pentax, выпущенных фирмой более чем за 30 лет.

Объективы SMC

Еще в 1971 году компания Pentax первой из производителей фотографической оптики стала наносить на линзы своих объективов многослойное просветляющее покрытие. Обычное просветление, широко применявшееся после войны, представляет собой специальную пленку толщиной 0,00010–0,00015 мм, которая наносится на каждую линзу объектива путем напыления в вакууме. Такая пленка почти не отражает попадающий на нее свет, а значит, практически полностью пропускает его через свою поверхность.

Уже однослойное просветление линзы позволяет уменьшить коэффициент отражения с 4–7% (у обычного стекла без просветления) до 1,5–2%. Технология, разработанная Pentax, предполагала нанесение семи просветляющих
слоев — по одному для каждого видимого цвета спектра, благодаря чему коэффициент отражения удалось снизить до 0,2–0,5%! Немаловажным оказалось также то, что объективы с многослойным просветлением не только значительно лучше пропускают свет, но и более контрастны и устойчивы к контровому освещению.

Фирменное покрытие Pentax было запатентовано под названием Super Multi Coating, аббревиатура
которого — SMC — до сих пор ставится почти на все объективы фирмы, от профессиональных зумов до крошечных трансфокаторов цифровых компактов.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Объективы SMC Pentax с ручной фокусировкой

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Современный модельный ряд автофокусной оптики SMC Pentax

Первые автофокусные

Пожалуй, самой легендарной камерой с новым байонетом стала Pentax K1000, выпущенная в 1976 году, — полностью механическая «железная» модель со шторным затвором, отрабатывавшим выдержки в диапазоне от 1 до 1/1000 сек. Электроэнергия требовалась только встроенному экспонометру, если же батарейки полностью садились, можно было спокойно продолжать снимать, определяя экспозицию на глаз.

Практика показала, что этот аппарат прекрасно работал при температурах от + 40 до –50 градусов, поэтому он особенно полюбился фотографам-экстремалам. Абсолютное большинство снимков с вершин гималайских 8-тысячников было сделано именно этой камерой. Модель-долгожительница выпускалась более 20 лет сначала в Японии, затем на заводе Pentax в Китае, за это время было продано 2,5 млн экземпляров.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Первые автофокусные объективы выглядели весьма устрашающе из-за встроенного мотора фокусировки и батарейного отсека.

А в 1981-м компания представила Pentax ME-F — первую в мире автофокусную зеркалку. Привод автофокуса находился в объективе вместе с батарейками, отчего ранние автофокусные объективы имели весьма устрашающий вид. Эта ситуация была исправлена в 1987 году с появлением усовершенствованного байонета K-af, позволявшего разместить мотор внутри фотоаппарата. Первой камерой с таким байонетом стала Pentax SFX, вошедшая в историю фототехники еще и как первая зеркалка со встроенной вспышкой.

В 1991-м Pentax выпустил профессиональную зеркальную камеру Z1, на следующий год завоевавшую престижнейший титул Japan Camera’92. Z стала последней серией профессиональных зеркалок Pentax — к концу 1990-х у фирмы уже не хватало ресурсов для полноценной конкуренции с лидерами рынка профессиональных 35-мм камер — Сanon и Nikon.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Реклама среднеформатной системы Pentax 67

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Pentax 645n стала первой в мире автофокусной среднеформатной камерой

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Изображение в сменном шахтном видоискателе камеры Pentax 67 II

Но сказать, что Pentax совершенно покинул мир профессиональной фототехники, было бы неверным. Ведь еще в 1979 году компания представила среднеформатную камеру Pentax 6×7, став единственной фирмой из японской пятерки лидеров, в арсенале которой есть среднеформатная система. А в 1997-м увидела свет Pentax 645n — первая автофокусная среднеформатная камера в мире, которая плюс ко всему не имела себе равных по компактности и мобильности. Модификация этого аппарата — Pentax 645nII — до сих пор выпускается ограниченными партиями и остается одной из самых популярных пленочных среднеформатных камер в мире.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Прототип цифровой камеры Pentax Nexa

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

EI-C90 — первая серийная цифровая камера Pentax, 1995 год

Цифровые решения

Первые шаги на рынке цифровой техники Pentax предпринял в 1987 году, представив прототип компактной цифровой камеры Nexa. Модель оснастили 3-кратным зум-объективом, а ее ПЗС-матрица кроме своих основных обязанностей выполняла еще и функцию датчика экспозамера. Однако первая серийная модель Pentax EI-C90 появилась лишь спустя восемь лет. Камера состояла из двух вращающихся относительно друг друга секций, оснащалась 50 мм f/2.8 объективом и CCD-матрицей, позволявшей получать фотографии с разрешением 768 х 560 пикселей при чувствительности 200 ISO. Стоило это чудо $980.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Прототип профессиональной DSLR-камеры Pentax MR52 с полноразмерной матрицей, 2000 год

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Первая серийная цифровая зеркалка Pentax EI2000, разработанная совместно с Hewlett-Packard, 2000 год

В 2000 году Pentax на выставке Photokina представил прототип своей первой цифровой зеркалки, получившей кодовое название MR52. И что это была за камера! Профессиональная модель в крепком, чрезвычайно ухватистом корпусе, внутри которого помещалась полноразмерная (24 x 36 мм) 6-мегапиксельная матрица производства Philips! Но MR52 так и не суждено было пойти в серию: компания до сих пор не имеет в своем арсенале камер с полноразмерным датчиком. Вместо нее Pentax выпустил совместную с компанией Hewlett-Packard разработку — 2-мегапиксельную зеркалку с несменным 3-кратным зум-объективом. Модель оказалась не самой удачной, и через год ее выпуск был прекращен.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Показанная в 2005 году среднеформатная цифровая камера Pentax 645 Digital до сих пор не пошла в серию

Первой же массовой и, что самое главное, полноценной цифровой зеркальной камерой Pentax cтала 6-мегапиксельная *istD, представленная в 2003 году. На момент выпуска она была самой компактной и недорогой DSLR-камерой. С ее появлением Pentax стал стремительно завоевывать позиции на рынке цифровых фотоаппаратов. Так, компания существенно расширила модельную линейку компактных аппаратов, добившись их высокой популярности, и принялась за регулярный выпуск новых зеркалок. В 2005 году даже было объявлено о подготовке к выпуску 18-мегапиксельной среднеформатной камеры Pentax 645D, чего от фирмы давно ждали многие профессиональные фотографы. Однако подготовка затянулась… В 2007-м модель уже пообещали оснастить 31-мегапиксельным датчиком, но ни первый, ни второй варианты до сих пор не поступили в продажу.

Зато в 2006-м фирма заручилась поддержкой корейского промышленного гиганта Samsung, который дебютировал на рынке цифровых зеркалок с моделью GX-1S — перелицованной Pentax *ist DS2. C тех пор обе корпорации представляют новые зеркальные модели практически параллельно. Последней такой парой стали серьезные камеры Pentax K20D и Samsung GX-20 — единственные аппараты в сегменте полу-про, оснащенные матрицами с разрешением 14 Мп.

История компании Pentax: от полировки линз до фототехники

Все зеркальные фотоаппараты Pentax с 1952 по 2008 гг.

Сегодня корпорация Pentax, продолжая развивать фотонаправление, занимается еще и производством высококлассных биноклей и телескопов, линз для очков, оптики для систем видеонаблюдения, геодезических и медицинских приборов, а также промышленных печатных комплексов.
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.