История оптики Pentax

Сегодня большинство крупных корпораций в Японии имеют сложную структуру подразделений и, как правило, не специализируются в одной конкретной области, а стараются охватить как можно больше отраслей производства. И все же у каждого именитого японского гиганта есть хотя бы одна сфера, в которой он добился наибольшего успеха и признания. Так, например, услышав название Mitsubishi, мы наверняка сразу же подумаем об автомобиле, Toshiba в сознании российского потребителя исторически ассоциируется с телевизорами и т. д.

История оптики Pentax: начало большого успеха

Основанная почти век назад Asahi Optical Joint Stock Co. занималась производством оптики, а именно… линз для очков!

Первое, о чем вспоминаешь, говоря о бренде Pentax — объективы. И это далеко не случайно. Дело в том, что такую ассоциацию вызывает не только широкий модельный ряд компании, но и сама история ее становления. Основанная почти век назад Asahi Optical Joint Stock Co., известная нам сегодня как Pentax, занималась производством оптики, а именно… линз для очков!!! Кстати, и сегодня компания специализируется на производстве оптических элементов, в том числе и для очков, а также для объективов и медицинского оборудования. Кроме того именно Pentax научила делать оптику еще две известные японские компании: Konica и Minolta.

История оптики Pentax: начало большого успеха

Камера Asahiflex была первым зеркальным 35-миллиметровым фотоаппаратом, собранным полностью из японских комплектующих. © www.taunusreiter.de

Итак, основанная в 1919 году компания Asahi занималась производством линз для очков. В 1938 году официально название решено было упростить, оставив Asahi Optical Co., а ассортимент продукции пополнился объективами для кино- и фотокамер. Во времена Второй мировой производство было переориентировано на военный лад. В послевоенные годы производство и вовсе было остановлено и возобновилось лишь в 1948 году. Нужно сказать, что в нелегкие послевоенные годы компания могла умереть, но освоила выпуск биноклей в картонных корпусах, но с качественной оптикой, что помогло ей выжить. Именно в этот период зарождаются и получают развитие новые идеи, позволившие Pentax стать именно такой, какой мы знаем ее сегодня. Опорной точкой и самым большим успехом компании можно считать выпуск зеркальной камеры Asahiflex в 1952 году. Камера Asahiflex была первым зеркальным 35-миллиметровым фотоаппаратом, собранным полностью из японских комплектующих. Это же верно и для объективов, совместимых с камерой. Система была поистине революционной, в основном благодаря применению возвратного зеркала, отсутствовавшего в господствующих в то время дальномерных камерах. Нововведение требовало новой конструкции объективов.

История оптики Pentax: начало большого успеха

Asahi Kogaku Takumar 83мм f/1,9. © www.taunusreiter.de

Серия M37 Takumar состояла из набора объективов с постоянным фокусным расстоянием, имевших различную схему расположения оптических элементов, но объединенных рядом конструктивных особенностей. Прежде всего — это резьбовое крепление объектива с диаметром 37 мм. Да, тогда объективы закреплялись не простым защелкиванием, их приходилось вкручивать в корпус камеры! Общим для объективов Takumar было и управление блоком диафрагмы. Два кольца регулировали степень закрытия лепестков: при помощи первого кольца по шкале выставлялось необходимое значение диафрагмы, а второе кольцо непосредственно открывало отверстие или закрывало его до выбранного значения. Такая система позволяла удобно и точно производить визирование и фокусировку при максимально открытой диафрагме по светлому, хорошо различимому изображению. Кроме того, закрыв диафрагму, можно было выверить глубину резкости, что было недоступно для дальномерных камер. Для всех пяти объективов с фокусными расстояниями от 50 до 135 мм максимальным значением диафрагмы было 16. Наиболее интересными моделями той линейки являются Asahi Kogaku Takumar 135мм f/3,5 и 83мм f/1,9. Благодаря использованию сложной конструкции из 5 и 7 элементов соответственно, объективы обеспечивали отличную резкость по всему полю кадра и низкий уровень аберраций.

С появлением в 1957 году новой зеркальной камеры Asahi Pentax (имя Pentax появилось именно тогда — от сокращенного названия камеры Pentaflex) обновился и модельный ряд объективов. На свет появляется новый стандарт крепления объектива с резьбой M42 (диаметр 42 мм). Новый байонет претерпел не только конструктивные изменения, но и преобразился внешне. Объективы были выполнены в черном цвете с полированными хромовыми элементами. Кроме того, была выпущена ограниченная серия полностью черных объективов для не менее редких полностью черных экземпляров фотокамер. Корпус был выполнен не из латуни, а из облегченного сплава, что позволило уменьшить вес конструкции и тем самым повысить удобство в обращении. Линейка состояла из 10 объективов с постоянными фокусными расстояниями от 55 до 200 мм. Максимальное значение диафрагмы было увеличено до 22. Кроме того, объективы стали более светосильными. Характеристики лишь одной модели — 100mm f/3,5 — остались прежними, она изменилась только внешне. В настоящее время этот объектив считается редким и дорогим экземпляром.

История оптики Pentax: начало большого успеха

Asahi Pentax. © www.taunusreiter.de

Следующим этапом в развитии объективов Takumar стала разработка автоматического блока диафрагмы. Так, с 1958 по 1962 гг. выпускается серия Auto-Takumar. Auto в названии относилось непосредственно к механизму закрытия диафрагмы, хотя сам механизм автоматическим тогда еще не был. Конструкцию, использованную в объективах серии Auto-Takumar, сегодня принято называть полуавтоматической. Механизм взводился при помощи «курка» на объективе. При нажатии кнопки спуска затвора наполовину — диафрагма автоматически закрывалась до выбранного значения, что позволяло последний раз оценить ГРИП, а при полном нажатии на СПУСК поднималось зеркало и срабатывал затвор. Для каждого нового снимка диафрагму требовалось взводить снова. Эта проблема была решена в следующей серии объективов.

История оптики Pentax: начало большого успеха

© mattdesmond

Линейка Super-Takumar (1962–1971) обладала действительно автоматическим блоком диафрагмы. То есть визирование производилось через максимально открытое отверстие, непосредственно в момент спуска затвора лепестки закрывались до выбранного значения и, после того как снимок был сделан, при помощи того же механизма автоматически возвращались в исходное положение. Однако «курок» с объективов не исчез, он просто поменял свое назначение. Теперь маленький рычажок выполнял функцию проверки глубины резкости, позволяя «прикрыть дырку» до нажатия на СПУСК. В серии Super-Takumar появляются широкоугольные объективы с фокусными расстояниями 20, 24 и 28 мм. Жемчужиной линейки стал объектив 50mm f/1.4. Среди прочих его отличала небывалая детализация изображения как при полностью открытой (1,4) диафрагме, так и с прикрытым, к примеру, до 8 относительным отверстием. Объектив был одним из лучших не только в ряду Pentax, но и в мире. Сопоставимыми по качеству были лишь значительно более дорогие модели (aspherical Summilux для Leica-M).

Последним шагом в развитии резьбового байонета стало внедрение многослойного покрытия линз. Сокращение названия модельного ряда Super-Multi-Coated Takumar (1971–1976) породило известную всем сегодня аббревиатуру SMC, сопровождающую наименования всех объективов Pentax. Некоторые коллекционеры различают сокращения для более ранних и поздних версий объективов серии Super-Multi-Coated Takumar, в зависимости от того, было ли на объективе нанесено полное название или сокращенное: S.-M.-C. Takumar и SMC Takumar соответственно.
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.