Site icon Vavik96

Накамерные вспышки: подробное руководство для фотографа

Дополнив арсенал специального снаряжения одной-двумя вспышками, можно существенно расширить творческие возможности своей фотокамеры. В этой публикации собраны наиболее важные сведения о нюансах использования различных функций вспышки и некоторые советы по их применению на практике.

Техника

Производителей, выпускающих вспышки для фотоаппаратов, достаточно много. Есть модели, предназначенные для установки только в горячий башмак, есть более массивные варианты – исключительно для студийной съемки. Стоит более подробно остановиться на первой группе, поскольку такие вспышки в умелых руках позволяют эффективно контролировать множество функций современных камер.

Главное – подобрать модель вспышки, соответствующую конкретному фотоаппарату, чтобы установить ее на специальный горячий башмак. К примеру, Canon предлагает линейку оригинальных вспышек Speedlite EX, а Nikon – серию Speedlight SB. Кроме того, существует понятие «ведущей» или «топовой» вспышки. Такая модель способна контролировать работу остальных (дополнительных) моделей, управляя ими.

Для Canon «ведущими» являются вспышки 580EX (снята с производства) и 580EX II.
Для Nikon – SB-800, SB-700, SB-900.

Стоит отметить, что ассортимент вспышек у этих лидирующих компаний достаточно широк, но только топовые модели выступают в качестве ведущих. Вспышки младшего уровня, например, Canon 430EX II и Nikon SB-600, можно использовать на беспроводном управлении лишь как ведомые.

Выпускаются фотокамеры со встроенной вспышкой, способной управлять внешними, например, модели Nikon D700 и Canon EOS 7D. Это удобно, особенно, если внешняя вспышка уже есть. Благодаря такой функции ее можно успешно снять с горячего башмака и продолжить управление на расстоянии. Чтобы узнать, предусмотрена ли для камеры возможность эксплуатации встроенной вспышки в качестве ведущей, достаточно изучить инструкцию.

Контроль экспозиции

Существует три метода управления экспозицией:
1. Изменение параметров выдержки.
2. Изменение параметров диафрагмы.
3. Изменение значения ISO.

Вспышка позволяет добавить четвертый способ – теперь можно контролировать экспозицию, регулируя персональное дополнительное освещение. Это удобно, поскольку избавляет фотографа от необходимости зависеть от естественного света на месте съемки. Конечно, никто не запрещает использовать всевозможные экраны, отражатели и рассеиватели, но это уже совершенно другая история.

Основные функции современных вспышек будут рассматриваться на примере моделей Canon Speedlite 580EX II и Nikon Speedlight SB-900. Подробное руководство по их использованию представлено в инструкции, поэтому далее речь пойдет только о ключевых возможностях.

TTL – управление вспышкой

Обозначение TTL означает «через объектив». Эта система измерения реализована практически в каждой цифровой фотокамере. Если говорить о конкретных производителях, то Canon предлагает алгоритм под названием E-TTL, а Nikon – і-TTL. Принцип их действия аналогичен: специальные датчики, встроенные в камеру, измеряют показатели условий конкретного места съемки, например, параметры освещения, цветности и прочие. Происходит этот процесс именно через объектив.

На основании обработки полученной информации фотоаппарат «сообщает» свои выводы фотографу, предостерегая его о том, что сцена слишком затемненная или светлая для конкретной комбинации параметров выдержки, диафрагмы и ISO. Если используется автоматический режим, камера самостоятельно вносит необходимые коррективы. При ручном режиме («М») это предстоит сделать фотографу.

Вспышка, поддерживающая TTL, тоже получает сведения об освещенности сцены. Анализируя эти данные, она рассчитывает требуемую мощность светового импульса. Этот показатель можно доверить автоматическому режиму, но можно регулировать и вручную. Даже в автоматическом режиме владелец может настроить вспышку желаемым образом, исходя из результатов TTL-измерения. Это и есть компенсация экспозиции непосредственно с помощью вспышки.

Компенсация экспозиции

Компенсировать экспозицию вспышки позволяют элементы управления, идентичные реализованным в системе фотокамеры. Величину экспозиции (EV) можно отрегулировать как для встроенной, так и для внешней TTL-совместимой вспышки.

Фотограф получает возможность контролировать вспышку с любого места с помощью стандартной шкалы экспозиции из 5 ступеней. Можно установить параметры равные величине экспозиции фотокамеры (EV), можно использовать значение выше или ниже.

Несомненно, функция компенсации экспозиции вспышки с TTL-замером достаточно удобна, отличный способ быстро и очень точно сбалансировать соотношение естественного освещения и света от вспышки в конкретных условиях съемки. Вариантов множество, но главный ориентир – качественное изображение, необходимое фотографу. Например, можно настроить компенсацию вспышки на 2/3 EV, заполнив желаемым образом тени, не затронув при этом тона и даже полутона.

Вспышка может послужить и основным источником света, это целесообразно, когда ее мощность явно превышает показатели естественного освещения, либо наблюдается соотношение 50 на 50. Словом, ориентируясь на сюжет, можно настроить вспышку требуемым образом и сделать кадр более интересным.

Брекетинг экспозиции

Принцип брекетинга экспозиции вспышки (FEB) практически не отличается от подобной функции в камере (AEB). Режим позволяет пользователю выбрать предпочтительный интервал изменения мощности, например, 1/2, 1/3 или даже целую ступень. Если поэкспериментировать, можно легко убедиться, что снимки с разным освещением от вспышки существенно отличаются.

Как правило, брекетинг возможен с тремя вариантами экспозиции: 0, +1 и -1 1/3. Есть и другие комбинации, которые обеспечат превосходный результат на снимках. Оценить итог брекетинга можно уже при предварительном просмотре изображений на экране фотоаппарата.

Блокировка экспозиции

Блокировка экспозиции вспышки (FEL) просто незаменима, если необходимо зафиксировать конкретную величину экспозиции (EV). Особенно это актуально в случае частых ошибок TTL-замера, возникающих в условиях нестабильного освещения, повышенной контрастности, наличия задней подсветки и т.д.

Функция окажет полезную услугу, когда условия съемки существенно не меняются, но вспышка выдает различную мощность. К примеру, модель в белоснежной рубашке может «сбить с толку» вспышку, экспозамер сделает неверные выводы о яркости сцены и ошибочно снизит мощность. Результат – недосвеченный кадр. Или наоборот, если в тех же условиях снимать человека в черной рубашке, может последовать увеличение мощности импульса – вспышка «решит», что света в данный момент явно недостаточно, а фотограф получит пересвеченный снимок. Функция блокировки экспозиции позволяет избежать подобных недоразумений.

Ручной режим настройки мощности

Для того, чтобы регулировать настройки вспышки вручную, понадобится немало терпения и усердия. Однако усилия того стоят – это, пожалуй, наиболее верный способ осуществить точный контроль. Старшие модели линейного ряда предлагают настройку с шагом 1/3 ступени: в пределах 1/128 – 1/1 мощности. Кроме того, предусмотрено зумирование вспышки, для моделей Canon это 14-105 мм, для Nikon – до 200 мм.

Преимущество ручной настройки вспышки в том, что единожды установив постоянную мощность импульса, фотограф может постоянно использовать именно эти параметры. Условия освещения могут постоянно изменяться, но настройка останется прежней. Еще один вариант – возможность регулировать с помощью выдержки соотношение мощности двух источников: естественного и искусственного. Фотограф изменяет выдержку по своему желанию на 2-3 ступени, но количество света, выдаваемого вспышкой, останется неизменным.

Стандартные настройки таковы (в порядке возрастания): 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64 и 1/128.

Важно помнить, что настройки TTL-вспышки производятся исключительно на основании замера экспозиции. Однако у ручной настройки есть еще одно ценное достоинство – она позволяет фотографу выйти за пределы стандартной 5-шаговой коррекции экспозиции. Профессионалы знают, что компактным вспышкам, в отличие от студийных, зачастую недостаточно даже +2 или +3 ступени, чтобы сбалансировать яркий солнечный свет.

Например, есть случаи, когда даже использование двух вспышек 580ЕХ II с компенсацией экспозиции на +3 и зумированием на 105 мм недостаточно для победы над солнцем в полдень – слишком ограничен диапазон. Переключение в мануальный режим с мощностью 1/1 позволяет успешно выполнить эту, казалось бы, недостижимую миссию.

Зумирующая головка вспышки

Зумирующая головка вспышки регулирует распространение световых лучей, приводя его в соответствие с фокусным расстоянием объектива. В TTL-режиме происходит настройка зума для максимального покрытия поля зрения используемого объектива. Кроме того, изменяется дальность действия вспышки (радиус, доступный для ее света) и интенсивность освещения.

Принцип этого процесса можно сравнить с работой обычного карманного фонарика – широкий луч света может осветить большую площадь, но его эффект будет менее интенсивным. Сфокусированный луч ярко осветит далеко расположенные предметы, но захватит лишь узкое пространство.

Стандартные настройки зума: 14 мм, 24 мм, 28 мм, 35 мм, 50 мм, 70 мм, 85 мм, 105 мм, 200 мм.

Функция контроля над распространением света – обязательный прием для фотографа, использующего вспышку и желающего получать задуманное. Иногда желательно расположить вспышку достаточно близко от объекта съемки и осветить его лишь частично, ограничив поток света зумом. Иногда есть необходимость обеспечить дальнее освещение, вплоть до противоположного конца баскетбольного поля. Уменьшение зума до 14 мм – оптимальная настройка для качественного снимка группы людей с равномерным освещением.

Высокоскоростная синхронизация

Функция высокоскоростной синхронизации (режим FP) позволяет фотографу использовать параметры выдержки, превышающие максимум, установленный для камеры. Стандартный показатель составляет 1/250 сек., но данный режим позволит изменить настройки вплоть до 1/8000 сек. Эту возможность трудно не оценить, особенно, если необходимо воспользоваться заполняющим светом от вспышки в режиме приоритета диафрагмы (Av). Конечно, предварительно стоит оценить окружающие освещение.

Для равномерного экспонирования кадра в этом режиме вспышка выдает не один импульс, а целую серию на высокой частоте. Естественно, мощность при этом снижается, поэтому вспышку лучше расположить ближе к объекту, тогда удастся «заморозить» объект в движении на полуденном солнце или качественно заполнить тени. Основное правило, которое нельзя игнорировать, – чем короче выдержка и быстрее скорость затвора, тем ближе должна находиться вспышка. Когда нужно увеличить дистанцию, можно повысить показатель EV или воспользоваться зумированием на максимальное фокусное расстояние.

Синхронизация по второй шторке

Вспышка срабатывает при открытии первой шторки затвора – это настройка по умолчанию. В данном режиме она сработает лишь после того, как зафиксирует движение второй шторки. Для чего это может потребоваться? Например, для того, чтобы запечатлеть шлейф света от фар именно позади машины, а не перед ней, или сделать более выразительным задний план при длинной выдержке.

Мультивспышка или режим стробоскопа

Лишь некоторые фотографы пользуются преимуществами этого режима, но он действительно полезен и способен породить уникальные креативные эффекты, кроме того, его используют для научных исследований. Стробоскопическим называют режим работы вспышки с заданным уровнем мощности и частотой импульсов, когда она срабатывает несколько раз за время экспозиции кадра.

Чем выше мощность, тем ниже частота (измеряется она в Герцах). Для того, чтобы убедиться в этой закономерности, можно установить очень длинную выдержку (минимум 2 секунды) в совершенно темном помещении – результат будет очевиден. Функция способна продемонстрировать удивительные эффекты движения.

Беспроводное управление

Беспроводное управление, доступное для большинства накамерных вспышек, предоставляет фотографу массу дополнительных возможностей. Никаких кабелей, путающихся под ногами, риска внезапного отсоединения и повреждения оборудования, полная свобода и возможность разместить вспышку в любом месте.

Большинство современных моделей используют достаточно сложные алгоритмы дистанционного управления с целым комплексом функций, контролировать которые позволяет фотоаппарат. Более дорогие топовые вспышки оснащены контрольным блоком (у Canon – Master, у Nikon – Commander), младшие модели работают на беспроводном управлении как ведомые или же просто накамерные. Управление ведомой вспышкой может осуществляться по радиоканалу, оптическим или инфракрасным способом. Есть модели (преимущественно студийные), которые с успехом поддерживают все возможности.

Для управления дополнительными вспышками потребуется одна ведущая, поддерживающая режим Commander или Master, остальные должны быть совместимы с такой системой контроля и установлены в режим «Slave». Условия срабатывания зависят от модели, например, для Vivitar 285HV это может быть оптический метод или радиоканал с возможностью PocketWizard.

Беспроводные системы (как Nikon, так и Canon) позволяют управлять достаточно внушительным количеством вспышек. Это может быть 3 группы в TTL-режиме, по 4 вспышки в каждой. Для ручного режима допустимо и большее число. Известному фотографу Joe McNally удается виртуозно использовать невероятное количество вспышек, создавая удивительно сложное освещение и снимки с потрясающими эффектами. Однажды он с успехом использовал 50 вспышек одновременно.

Вряд ли есть смысл долго описывать все преимущества беспроводного управления вспышками, достаточно уже того, что они буквально не привязаны к фотокамере, что значительно расширяет потенциальный диапазон для творчества. Впрочем, ограничения все-таки существуют. Системы на основе оптической и инфракрасной связи работают лишь в радиусе прямой видимости, особенно вне помещений (сигнал может отражаться от стен). Уже на дальности 18 метров сигнал значительно ослабеет. Радиосистемы в этом плане более универсальны, прямая видимость не является непременным условием их нормальной работы. Стоят такие модели дороже, зато ведомую вспышку можно разместить на любом расстоянии, даже на другом конце поля для гольфа.

Конечно, есть и экономичные варианты. Комплект Vivitar 285HV и приемник-светосинхронизатор Wein можно купить за 110 долларов, а вот Canon 430EX II или Nikon SB-600 обойдется в 270 долларов. Более дешевой альтернативой PocketWizard станет система RadioPopper JX или же Cactus V2, эти модели можно заказать на e-Bay.

Баланс мощностей

Когда фотограф работает с несколькими вспышками или целой группой устройств в беспроводном режиме, одна из которых способна исполнить роль ведущей, можно сбалансировать соотношение их мощностей. Другими словами, задать различную мощность для отдельной группы или просто получить равномерное освещение.

Назовем группы A:В, тогда ситуация может выглядеть примерно так: 8:1, 4:1, 2:1, 1:1, 1:2, 1:4, 1:8. (мощность регулируется с шагом 1/3 ступени).

Все достаточно просто: соотношение 1:1 обеспечит группам равную мощность, 4:1 увеличит мощность группы А в 4 раза, по сравнению с группой В. Важно знать, что значение мощности сохраняется при компенсации экспозиции. Если фотографу потребуется коррекция +1EV при соотношении 1:2, обе группы будут функционировать с заданной поправкой, но группа А – с мощностью 100%, а группа В – 50%.

Заключение

Набор функций зависит от конкретного бренда и модели, далеко не все предлагают вышеописанные режимы, но большинство. Для того, чтобы профессионально использовать вспышку, необходима постоянная практика, только так можно добиться потрясающего результата.

Статья подготовлена по материалам сайта photo.tutsplus.com
Exit mobile version