Расшифровка некоторых терминов, применяемых в WEB-дизайне

Расшифровка некоторых терминов, применяемых в WEB-дизайне и в Internet. Список не претендует на полноту и предназначен, в основном, для тех, кто пока еще плохо ориентируется в Internet-технологиях.

  • CGI (Common Gateway Interface) – интерфейс, позволяющий взаимодействовать программам клиента с программами, запущенными на сервере.
  • Cookie – порция информации, оставляемая на компьютере WEB-клиента программой, запущенной на стороне WEB-сервера. Применяется для сохранения данных, специфичных для данного клиента, например: имя пользователя, количество посещений сервера, регион пользователя и т.п.
  • E-mail (Электронная почта) – основной способ связи в Internet. Каждый абонент электронной почты имеет свой личный почтовый адрес, состоящий из имени пользователя в системе и названия компьютера, на котором запущен почтовый сервер, разделенных знаком @. С точки зрения пользователя, электронная почта представляет собой программу, позволяющую отправлять сообщения, прямо набирая их на компьютере, и получать письма, отправленные другими.
  • FAQ (Frequently Asked Questions) – список часто задаваемых вопросов по какой-то определенной теме. Составляется либо отдельным человеком, либо группой людей, как правило, специалистами в данной области. Обычно их можно найти на WEB-сайтах и в группах новостей. Русский вариант – ЧаВо (Часто задаваемые вопросы и ответы на них).
  • FTP (File Transfer Protocol) – протокол передачи файлов, а также программа, его реализующая. Протокол был разработан для передачи файлов между компьютерами, использующими сеть на основе TCP/IP, в том числе и в Internet. Для доступа к некоторой информации посредством FTP на компьютере, c которого осуществляют доступ, должен быть установлен т.н. FTP-клиент, а на другом, соответственно, FTP-сервер. В WEB-практике FTP-доступ используется для доступа к страничкам WEB-сайта, обычно расположенным на сервере провайдера.
  • GIF (Graphic Interchange Format) – наиболее распространенный в Internet графический формат. Позволяет хранить изображения, имеющие до 256 цветов, поддерживает прозрачность, анимацию, чересстрочную развертку, возможность сохранения в одном файле несколько изображений.
  • HTML (HyperText Markup Language) – язык разметки гипертекстовых документов – основной способ хранения и передачи документов в Internet. Представляет собой обычный текстовый файл. В качестве элементов форматирования используются так называемые тэги (tag). Главной особенностью HTML является способность использовать гиперсвязи (links), благодаря которым возможны ссылки на другие документы, как локальные, так и находящиеся на другом конце земного шара, а также внедрение в документы изображений, звука, видео и т.д.
  • HTTP (Hyper Text Transfer Protocol) – протокол передачи файлов, подобный FTP, но со встроенным идентификатором типа передаваемой информации (MIME – формат). Главным образом используется в WWW.
  • IP (Internet Protocol) – основной протокол, обеспечивающий коммуникации в Internet. IP-адрес представляет собой цифровой адрес, состоящий из четырех чисел, разделенных точками. Каждый IP-адрес однозначно определяет компьютер в сети Internet. Для более легкого доступа к компьютеру обычно используют его доменное имя.
  • JAVA – межплатформенный язык программирования. Программы, написанные на JAVA, запускаются на стороне клиента, используя т.н. виртуальную машину (VM) Java. Применяется для создания динамических страничек, организиции доступа к базам данных посредством Internet и т.п.
  • JAVAScript – язык программирования, основанный на объектном представлении броузера. Текст программы встроен непосредственно в HTML-документ и интерпретируется самим броузером. Применяется в основном для создания таких эффектов, как: бегущая строка, рисунки, изменяющие свой вид при подведении курсора и т.д.
  • JPEG (Joint Photographic Expert Group) – второй по популярности графический формат для использования в Internet. Для хранения использует метод сжатия с потерей информации, благодаря чему позволяет достигать фантастических уровней сжатия. Применяется в основном для хранения высококачественных фотографий.
  • Perl – язык программирования. Программы, написанные на Perl, запускаются на стороне сервера. В основном применяется на UNIX-ориентированных WEB-серверах. Применяется для обеспечения доступа к базам данным, создания динамических страничек и т.п.
  • Plug-In (Встраиваемый модуль) – программа, расширяющая возможности какого-нибудь программного пакета. Обычно встраивается в тело пакета и вызывается непосредственно из программы, для которой предназначен. Например: Kai’s Power Tools – Plug-In для графического редактора Photoshop, добавляющий некоторые специальные эффекты. Или: Cosmo Player: Plug-In для броузера Netscape Navigator, позволяющий просматривать VRML-миры.
  • PNG (Portable Network Graphic) – новый графический формат (читается: пинг), введенный для замены формата GIF после того, как с последним возникли патентные проблемы. Так как формат новый, то поддерживается очень небольшим количеством броузеров и лишь некоторыми видами программного обеспечения. Практически не распространен в WEB. В отличие от GIF, позволяет хранить изображения, имеющие глубину цвета до 64 бит на пиксел, поддерживает отдельный альфа-канал, несколько улучшенное сжатие.
  • RealAudio, RealVideo – подключаемый модуль к броузерам, позволяющий прослушивать (просматривать) аудио (видео) в прямом эфире. Применяется свой собственный высокоэффективный способ сжатия информации, позволяющий, кроме того, вещать в процессе передачи информации по сети.
  • Script – программа, написанная на каком-либо языке программирования для взаимодействия клиента с сервером. Например: Script на Perl для подсчета количества посещений.
  • Tag (Тэг) – элемент НТМЛ, представляет из себя текст, заключенный в угловые скобки <>, является активным элементом, изменяющим представление следующей за ним информации. Может иметь некоторые атрибуты. Обычно имеются два тэга – открывающий и закрывающий. Например и – данные тэги описывают текст, находящийся между ними, как полужирный.
  • URL (Uniform Resource Locator) – универсальный адрес ресурса – уникальное имя, однозначно определяющее документ в сети Internet. Наиболее широко используется в WEB. Когда Вы хотите cослаться на какой-то документ в сети, то пользуетесь стандартным соглашением по написанию URL, например http://www.microsoft.com/index.htm.
  • VRML (Virtual Reality Modeling Language) – язык моделирования виртуальной реальности. Подобен HTML, только описывает графические трехмерные объекты путем перечисления используемых в сцене примитивов и их координат. Позволяет создавать сложные сцены с наложением текстур, установкой источников цвета и камер. Сам файл представляет собой либо обычный ASCII-файл, либо сжатый бинарный.
  • Броузер (Browser) – программа, позволяющая просматривать ресурсы Всемирной паутины.
  • Виртуальные сервера (Virtual Servers) – используются для присвоения одному компьютеру нескольких доменных имен. Например, microsoft.com, www.microsoft.com, ftp.microsoft.com – это виртуальные адреса одного и того же компьютера. Обычно реальный WEB-сервер поддерживает несколько разных виртуальных серверов.
  • Глубина цвета (Color Depth) – количество бит, приходящихся на один пиксел (bpp); чем больше это число, тем больше цветов может использовать изображение. Наиболее популярны следующие разрешения: 8bpp (256 цветов), 16bpp (65536 цветов), 24bpp (более 16,7 млн. цветов). Чем больше глубина цвета, тем больше размер изображения.
  • Доменное имя (Domain Name) – уникальный идентификатор, который назначается определенному IP-адресу. Доменное имя дает возможность обращаться к компьютеру по имени типа www.company.com, вместо запоминания его числового эквивалента.
  • Клиент (Client) – компьютер, с которого осуществляется доступ к серверу с целью обмена или получения информации.
  • Гостевая книга (Guest Book) – программа, запущенная на стороне сервера. Позволяет посетителям высказать свое мнение о страничках и послать его авторам. Некоторые странички позволяют ознакомиться с комментариями других посетителей.
  • Кодовая таблица – таблица соответствий символов и их положений в таблице. Исторически сложилось так, что в России есть несколько несовместимых кодировок, т.е. одинаковые символы имеют различные коды в разных кодировках. Это приводит к тому, что при просмотре страничек не в той кодировке, на которую настроен броузер, экран засоряется непонятными символами. В России распространены следующие кодировки: WIN1251 (Windows), KOI-8 (Unix), СP866(DOS), Macintosh, ISO-8859-5 (Unix).
  • Поисковая система (Search Engine) – система, предназначенная для поиска и доставки информации. Организована с целью каталогизации информации. Обычно использует индексацию HTML-страниц, чтобы в дальнейшем было легко находить данную информацию.
  • Разрешение экрана (Screen Resolution) – размер экрана монитора по ширине и высоте в пикселах. Самыми популярными являются разрешения 640×480, 800×600, 1024×768. Чем более высокое разрешение имеет компьютер, тем более качественное изображение он способен выводить на экран.
  • Сервер (Server) – компьютерная система, к которой возможен удаленный доступ с целью обмена информацией.
  • Счетчик посещений (Counter) – небольшая программа, запущенная на стороне сервера и подсчитывающая количество обращений к данной странице. Как правило, на этой странице находится графическое изображение числа посещений. Применяется в основном для выяснения количества пользователей, посещающих страничку, и с целью рекламы.
  • Фреймы (Frames) – элементы HTML, появившиеся в броузерах версий 3.0. Позволяют разделить страницу на несколько независимых окон и в каждом из них размещать свою собственную WEB-страничку. Возможна ссылка из одного окна в другое. Применяется в основном для организации постоянно находящихся на экране меню, в то время как в другом окне располагается непосредственно сама информация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.